Сто лет службы

Пять поколений семьи НИКОНОВА защищают Родину более ста лет… сын и внук военного, полковник запаса вертолетчик Георгий Борисович никогда не затруднялся с ответом на вопрос: «Кем быть»

Крымчане вернулись в армию России в 2015 году. Было призвано в первый раз примерно 400 молодых людей. Ко  Дню защитника Отечества – 2020 примерно 16 тысяч жителей полуострова прошли горнило армейской службы.  Из них около 15 процентов хорошо узнали будни Флота… Сейчас около трети крымчан из трех тысяч одного призыва остается в своем регионе, остальные «путешествуют» по стране, даже до Мурманска и Архангельска добираются! В канун праздника настоящих мужчин юный корреспондент Эколого-биологического центра Евпатории записал интервью офицера, воина-интернационалиста, кавалера ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» ДВУХ степеней, полковника Георгия Борисовича Никонова. Беседа прошла в Музее воинов-интернационалистов на улице Демышева 22.02.2020 года, рядом со стендом, рассказывающем о боевом пути полка, в котором командиром эскадрильи служил наш собеседник.

Георгий Борисович – сын фронтовика. Во время Великой Отечественной войны совсем молодой человек после окончания так называемой авиашколы оказался рядовым Первой Московской Пролетарской дивизии. Шел 1942 год. Тогда весь класс Бориса Васильевича добровольцами ушел защищать Родину. Юноша – стрелок успел повоевать, получил даже медаль «За боевые заслуги», но в 1943 году как «юный авиатор» он получил предписание на учебу в военно-авиационном училище, потери в летном составе были огромные, фронту требовались квалифицированные летчики. Но пока шла подготовка, война закончилась. Над Берлином подняли Знамя Победы. Свой вклад в разгром фашистов внесла большая семья Георгия Борисовича…

Его родной дедушка, БЕКАСОВ Василий Александрович, участник боев в Первую Мировую войну на Румынском фронте и сражений с белочехами и колчаковцами - в Гражданскую. Он, Заслуженный мастер спорта СССР, в свое время готовил разведчиков-лыжников для армии, его ученики принимали участие и в финской, и в Великой Отечественной войне. Еще два брата семьи Бекасовых тоже были фронтовиками.

Борис Васильевич Никонов на фронт больше не попал. Его оставили преподавать в училище – готовить новые поколения летчиков. Сын, Георгий Борисович, с детства узнал судьбу «человека в погонах» - часто приходилось переезжать. Из Казани в Оренбург (он в то время носил имя Чкалов), оттуда в Уральск (Казахстан), потом – в Сызрань (Самарской области)… Много лет спустя, в пионерлагере, услышав, что ребята играют на той самой площадке, что и первый космонавт Юрий Гагарин, наш собеседник стал мечтать о небе. Тем более, что внимательно разглядев фотокопию комсомольского билета Гагарина, которая была напечатана в газете «Комсомольская правда», Георгий Борисович обнаружил на нем подпись своего отца (он был секретарем ячейки комсомола)…

В 1965 году сын и внук фронтовиков поехал поступать в Казань, но чуточку не хватило «баллов», в высшее военное училище был в то время огромный конкурс. Пришлось возвращаться в Сызрань – с хорошими отметками на экзаменах в Казани. В училище, тогда еще – среднее, молодого человека сразу приняли. Так продолжилась семейная династия военных людей.

Сразу стало ясно, что Георгий Борисович нашел свое дело. Пройдя обучение на ВЕРТОЛЕТАХ одного типа, он почти сразу попал на переподготовку. В городах Очаков и Николаев на рубеже 60-70 годов прошлого века молодой лейтенант стал осваивать  винтокрылую машину Ка-25.

Нужно было получить солидную теоретическую и практическую подготовку. И сам вертолет, особенно модификация «ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ» требовала доработки.

Служба в летных частях сама по себе трудна и опасна. У Георгия Борисовича «за плечами» ТРИСТА прыжков с парашютом. Юнкоры брали интервью у многих десантников – даже они себе такого не «позволяли». Машина офицера Никонова базировалась на палубе крейсера – боевого корабля. Специальные задания по обнаружению подводных лодок противника должны были четко выполняться над морем, в любую погоду. И всегда к дисциплине и выполнению всех инструкций у «морских вертолетчиков» было особое отношение. Даже пуговка на спецзащитном костюме имела значение – не застегнешь, и трагедия в морской пучине становится неизбежной при любой аварии…

Полк Георгия Борисовича размещался в Мирном, на озере Донузлав, вертолетчик Никонов с семидесятого года может называться крымчанином, но жизнь военного человека – это постоянные перемещения. Первый заграничный поход совершил вертолетчик на крейсере «Москва». В Средиземном море  судно зашло в порт Александрии в Египте. Это было в начале 1972 года. Советский Союз в то время помогал Египту – в Александрии был с такой помощью сооружен судоремонтный завод. Удивил молодого старшего лейтенанта Никонова военный патруль египтян – один боец нес автомат, а у другого находились патроны…

Позже Средиземное море стало практически своим для морского вертолетчика – приходилось много бывать в Сирии, базироваться в Египте на границе с Ливией, заходить в порты Алжира и Югославии (Сплит)…

Выполнение боевых задач тоже коснулось Африки – из-за перекрытого Суэцкого канала пришлось военным кораблям конца 20-го века идти в Красное море «по старинке», вокруг материка, мимо острова Мадагаскар…

В Красном море надо было искать не подводные лодки, а МИНЫ. Это было в Суэцком заливе. Мины могли стать серьезной проблемой. Их буквально на буксире оттаскивали в безопасное место.

Выполнял военный вертолетчик и другие задания – даже в открытом океане в страшный восьмибалльный шторм приходилось участвовать в поисково-спасательной операции. Тогда надо было выручать экипаж попавшей в беду советской подводной лодки.

Приходилось и весь Атлантический океан пересекать. Во время визита на Кубу летчик Никонов был принят (с другими офицерами из СССР) высшим руководством Острова Свободы. За руку с каждым лично здоровался легендарный Фидель Кастро Рус!

Бывали происшествия с подлодками СССР и в Средиземном море. Приходилось надводным кораблям обеспечивать нужную скорость хода для подводного судна (иначе оно не могло уйти в глубину) – а МЕШАЛИ в этом корабли США. Они буквально «в клещи» старались взять советскую военную технику. Тогда очень удивили моряки – американцы. Особенно они отличались от военных Великобритании – те всегда были «в форме», а «штатовцы»  - кто в чем,  и даже полуголыми щеголяли на палубе военного эсминца…

По прошествии многих лет о всех морских событиях Георгий Борисович вспоминает с юмором, как о приключениях. А было и реально сложно, и очень опасно! На всю жизнь запомнились офицеру учения на Балтийском море – они назывались «Запад-81». Еще при подготовке к  морским маневрам военные моряки столкнулись с новыми средствами связи – по существу  это была спутниковая система навигации и мобильная связь, которой в нынешнее столетие никого не удивляет (ГЛОНАСС, сотовый телефон уже давно стали и «гражданскими»). Тогда же управлять стрельбами из акватории Черного моря, чтобы можно было поражать цели в море Каспийском… почти мгновенно… это была фантастика!

За высокие показатели при несении службы, за успешное выполнение специальных заданий командования Георгий Борисович (он, кстати, еще и летчик-испытатель)  был представлен к государственным наградам – орденам «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»  третьей и второй степени.

Этот орден интересен своей историей – в семидесятые годы 20-го века был учрежден орден Трудовой Славы, для награждения гражданских лиц. Министр обороны СССР (Маршал Гречко) добился того, чтобы  новый орден учредили и для военных – в 1975 году. Его вручали до 1991 года…

Продолжается династия военных в семье – сын Георгия Борисовича служил и на Камчатке, и в Москве, он – подполковник запаса. Внучка служит в Каче под Севастополем, дедушка с удивлением узнал, что теперь для нее десятикилометровый кросс стал обычным делом… Защищать Родину должны все – но некоторые люди посвящают этому всю жизнь. В погонах с полосками неба и якорями моря провел молодость и зрелые годы Георгий Борисович – один из миллионов настоящих защитников Отечества и в пределах своей страны, и исполняя воинский долг в океане или у берегов иных материков.

Это их праздник – День защитников Отечества. Он носит название с 1995 года, но все помнят его славную историю. Праздник отмечается с 1922 года – и скоро будет столетний юбилей для особого дня в году. Поздравляем всех причастных к Армии и Флоту – и пусть будет мир.

Записала интервью Маргарита КУДРЯШОВА, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ СШ №13

Фото А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей