Александр ЗБРУЕВ: «Что-то важное из нашей жизни ушло»

Успешный актер, не появляясь каждый день в медийном пространстве, сохраняет к себе невероятный интерес публики. В интервью, которое сегодня публикует «ЕЗ», Александр Збруев рассказал, как благодаря евпаторийской истории Балтера получил свою первую роль в театре.

Интеллигентный, сдержанный, обаятельный. Ему 81, но в это совсем не верится...

— Александр Викторович, ваш молодой голос несовместим с этими цифрами.

— Так мне все говорят.

— Как вам удается энергию сохранять?

— Никак. Во мне пессимизма, кстати, больше, чем оптимизма. Намного. Это я выгляжу более радужным, что ли. И дело не в оболочке. Просто чем дольше живу, тем больше вижу того, чего б лучше не было. С кочки на кочку прыгаем, а чем это заканчивается — попал ты на другую кочку, окунулся ли в болото... Вот на этом уровне воспринимаю действительность.

— Неужели всегда болото? И до 1991-го?

— Нет. В Союзе было много хорошего. Очень много того, чего мы тогда не знали и не ощущали. К сожалению, история ломает рамки, к которым привыкает народ, и создает новые. Сейчас совсем другие люди, иная публика. Мы по-другому живем. Тогда главной была душа, а сейчас — деньги.

— Вы себя в этом времени ощущаете дискомфортно?

— Откуда же комфортность? Деньги есть, а где душа? Мне кажется, в моей профессии это главное. Искусство ведь не табуретка. Табуретка качается — значит плохая. А театр — материя тонкая, деликатная, как, впрочем, и хороший кинематограф. Почти необъяснимо чувство, которое испытывает человек в зрительном зале. Он сопереживает тому, что происходит на сцене или на экране.

Насчет комфорта. Он в быту есть, но что-то очень важное из нашей жизни ушло. Раньше была бесплатная медицина, бесплатные школы, а сейчас, куда ни плюнь, будь готов за все платить.

— В тонкой жизненной материи вы чувствуете людей?

— С плохими не сталкиваюсь особо. Зрительный зал чувствую — со мной он или против меня. Чаще, правда, ко мне нормально относятся.

— Вас, кажется, все любят.

— Спасибо. Очень приятно.

Из биографии актера

Александр Збруев родился 31 марта 1938 года в Москве. В 1961-м, успешно окончив театральное училище им. Б. Щукина — курс Владимира Этуша, поступил в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1990 года «Ленком»), где и работает по сей день. Более 100 ролей в театре и кино. Народный артист РСФСР. Лауреат Премии Станиславского, призер Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» (1993, 1998), обладатель кинопремии «Золотой орел – 2015» и премии «Золотая маска» — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2019). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (II, III, IV степеней), ордена Почета.


Евпаторийская история тронула всех

— В этом году Евпатория и Москва отмечают столетие писателя Бориса Балтера. Когда обсуждают его повесть «До свидания, мальчики», то вспоминают и о ее блестящей экранизации — фильме Михаила Калика. Однако еще раньше вышел спектакль, и вы в нем сыграли главную роль, так?

— Кино доступно повсеместно. А спектакль за пределами театра — разве что на гастролях. Несопоставимо то, что происходит в кинематографе и на подмостках. Кино — массовое искусство, а театр — элитарное. Впрочем, замечательную повесть «До свидания, мальчики» в свое время прочитали все. Народ полюбил и произведение, оно легко написано, и взаимоотношения ребят, вступающих в жизнь. Эта история всех тронула.

Балтер в нашем театре бывал и присутствовал на репетициях. Ставил спектакль Сергей Львович Штейн. Театральная версия на самом деле вышла раньше. Но театр посещает меньше народу, потому и о спектакле реже говорят. А он был очень хороший. Играли прекраснейшие актеры. К примеру, Сашку Кригера — всеми любимый Леонид Харитонов. За ним ходили толпы, популярностью пользовался огромной. К тому моменту он уже сыграл в «Школе мужества», «В добрый час!», Ивана Бровкина. Его очень любили. Необыкновенно обаятельный человек. Он был старше персонажа, которого изображал в «До свидания, мальчики», потому для роли и подстригся, и подкрасился. Ему нравился образ Кригера, в нем много юмора, смысла, и получал Харитонов от спектакля огромнейшее удовольствие.

Играли с нами Саша Ширвиндт, народный артист Владимир Романович Соловьев и другие. Но это все актеры не киношные, потому широкую огласку спектакль не получил. Не было Интернета, настолько открытого телевидения, как сейчас, где можно дать рекламу. Тем не менее постановка в Ленкоме шла успешно, и Балтер этим был очень доволен. Мы даже получили призы. Ох, давно это было: пятьдесят лет назад. Но играли с удовольствием. В театре это, в принципе, моя первая роль.

— Кто вам ее предложил?

— Готовились два состава, и на роль Белова приглашали другого актера. В это время в Ленком художественным руководителем пришел великий Анатолий Васильевич Эфрос, который, посмотрев кусочки спектакля, сказал: «Збруев сыграет Володю, а Инку — Оля Яковлева». Вот с Олей вместе мы и играли. Она была симпатичная. Очень дружеские и чувственные отношения возникли между нами. Мы оба любили свои роли, и театр на нашем спектакле был полон.

— У Харитонова по отношению к вам не появилась ревность? Ведь он уже имел всесоюзную любовь, а главную роль в спектакле отдали вам, актеру начинающему.

— Безусловно, Володя в нашей тройке был ведущим, но не менее интересной считаю и роль Кригера. Есть же Гамлет, а есть Клавдий, и, на мой взгляд, роль короля привлекательней. То же и у Кригера с Беловым. У Харитонова роль совершенно потрясающая, и мне кажется, у него она получилась гораздо лучше, чем у Досталя, сыгравшего Кригера в кино. Это мое мнение. С другой стороны, это же два разных проекта, они друг на друга не похожи, хотя и в фильме очень хорошие актеры: Миша Кононов, Женя Стеблов, Наташа Богунова. Фильм получился значимым, он остался в народной памяти. Вообще все это такое родное, близкое. Очень приятно было в спектакле работать. Он шел с грандиозным успехом.

— Ну вот, а говорите, театр посещали меньше.

— Отношение у зрителей к театру у нас, может, и трепетное, но кино впереди. Оно всегда приносило огромнейший доход. Бюджет советского кинематографа был огромен, и значительные средства от проката передавали в государственную казну. Театр — другой вид искусства. Но сегодня, считаю, он выше кинематографа. То, что происходит с нашим кино, на мой взгляд, — беда. В театре все-таки пока мы держимся, хоть и публика изменилась. Целые поколения прошли, многие не знают, что это за время — предвоенное. Мало кто на самом деле может пропустить это через свою душу, чаще изображают: «Ах, вот как!» Это все поддельное. Я к этому так отношусь. Для меня лично, раз уж обо мне разговор, театр намного лучше, чем кино.

Увы, старые постановки в большинстве своем не записаны на пленку. Скорее всего, не найдете и спектакль по Балтеру. В те годы театр снимали редко. Кино и довоенное всегда можно посмотреть. Спектакль — разве что через хронику. Жаль. С великими артистами... Их просто нет. Это легенда.

— А в вашей ленкомовской легенде есть любимая роль?

— Я получаю удовольствие от всех, кого играю сейчас: Гаева в «Вишневом саде», Флора Федулыча в «Ва-банке», Анучкина в «Женитьбе».

В кино любимый фильм не назову. Ролей у меня больше семидесяти, но живет в памяти зрителя «Одинокая женщина желает познакомиться», «Батальоны просят огня», «Бедная Саша» и «Ты у меня одна». Трудно сказать, почему. Только время определяет значимость того или иного произведения, насколько оно попадает в сегодняшний день.

— Ведете личную хронику в социальных сетях?

— У меня в «Инстаграме» нет страницы, ее кто-то придумал. Точно не я веду. По этому поводу ко мне обращались, и я просил, чтобы выложили в Интернет, что это меня не касается.

— В Крыму вам бывать приходилось?

— Очень часто. У актеров там свой санаторий, наш дом. От Ялты, пешком если вдоль моря, минут пятнадцать. Я получал от отдыха большое удовольствие. Были у нас замечательные времена. Не могу сказать, что есть любимые места, мне просто все в Крыму нра-ви-лось. Когда подходило время отпуска, всегда ждал момента, чтобы поехать в Ялту. Здорово, что вы крымчанка, я вам завидую. В ваших краях совершенно потрясающий воздух.

Что пожелать крымчанам? Больше радости и меньше печали. Добра и любви друг к другу. Думайте не только о себе, но и о ваших близких. Вообще думайте больше о людях. Это очень важно.

Столетие со дня рождения Бориса Балтера, автора повести «До свидания, мальчики», отмечалось не только в нашем городе, где прошла юность писателя, но и в Москве. Под занавес юбилейного года в Центральном доме литераторов на Большой Никитской состоялся вечер, посвященный жизни и творчеству знаменитого евпаторийца. С инициативой проведения мероприятия выступил председатель Балтеровского комитета Яков Фоменко, который представил выставку редких экземпляров повести, переведенной в свое время на иностранные языки, и новое коллекционное издание. О Борисе Исааковиче на литературном вечере также вспоминали народный артист России Евгений Стеблов, первый секретарь Союза писателей Москвы Евгений Сидоров, театровед Михаил Бирман, дети и внучка писателя, его двоюродный брат Виктор Есипов. О евпаторийской балтериане москвичам подробно рассказала Виктория Струнина — автор-составитель и редактор сборника исторических очерков «Малый Иерусалим». А личной историей, связанной с повестью «До свидания, мальчики», охотно поделился с журналистом Викторией Серебрянской известный российский актер Александр Збруев.

Беседовала Виктория СЕРЕБРЯНСКАЯ.

Фото с сайта театра Ленком, из архива театра.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 1(19398) от 10.01.2020 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей