Успешный актер, не появляясь каждый день в медийном пространстве, сохраняет к себе невероятный интерес публики. В интервью, которое сегодня публикует «ЕЗ», Александр Збруев рассказал, как благодаря евпаторийской истории Балтера получил свою первую роль в театре.
Интеллигентный, сдержанный, обаятельный. Ему 81, но в это совсем не верится...
— Александр Викторович, ваш молодой голос несовместим с этими цифрами.
— Так мне все говорят.
— Как вам удается энергию сохранять?
— Никак. Во мне пессимизма, кстати, больше, чем оптимизма. Намного. Это я выгляжу более радужным, что ли. И дело не в оболочке. Просто чем дольше живу, тем больше вижу того, чего б лучше не было. С кочки на кочку прыгаем, а чем это заканчивается — попал ты на другую кочку, окунулся ли в болото... Вот на этом уровне воспринимаю действительность.
— Неужели всегда болото? И до 1991-го?
— Нет. В Союзе было много хорошего. Очень много того, чего мы тогда не знали и не ощущали. К сожалению, история ломает рамки, к которым привыкает народ, и создает новые. Сейчас совсем другие люди, иная публика. Мы по-другому живем. Тогда главной была душа, а сейчас — деньги.
— Вы себя в этом времени ощущаете дискомфортно?
— Откуда же комфортность? Деньги есть, а где душа? Мне кажется, в моей профессии это главное. Искусство ведь не табуретка. Табуретка качается — значит плохая. А театр — материя тонкая, деликатная, как, впрочем, и хороший кинематограф. Почти необъяснимо чувство, которое испытывает человек в зрительном зале. Он сопереживает тому, что происходит на сцене или на экране.
Насчет комфорта. Он в быту есть, но что-то очень важное из нашей жизни ушло. Раньше была бесплатная медицина, бесплатные школы, а сейчас, куда ни плюнь, будь готов за все платить.
— В тонкой жизненной материи вы чувствуете людей?
— С плохими не сталкиваюсь особо. Зрительный зал чувствую — со мной он или против меня. Чаще, правда, ко мне нормально относятся.
— Вас, кажется, все любят.
— Спасибо. Очень приятно.
Из биографии актера
Александр Збруев родился 31 марта 1938 года в Москве. В 1961-м, успешно окончив театральное училище им. Б. Щукина — курс Владимира Этуша, поступил в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1990 года «Ленком»), где и работает по сей день. Более 100 ролей в театре и кино. Народный артист РСФСР. Лауреат Премии Станиславского, призер Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» (1993, 1998), обладатель кинопремии «Золотой орел – 2015» и премии «Золотая маска» — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2019). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (II, III, IV степеней), ордена Почета.
Евпаторийская история тронула всех
— В этом году Евпатория и Москва отмечают столетие писателя Бориса Балтера. Когда обсуждают его повесть «До свидания, мальчики», то вспоминают и о ее блестящей экранизации — фильме Михаила Калика. Однако еще раньше вышел спектакль, и вы в нем сыграли главную роль, так?
— Кино доступно повсеместно. А спектакль за пределами театра — разве что на гастролях. Несопоставимо то, что происходит в кинематографе и на подмостках. Кино — массовое искусство, а театр — элитарное. Впрочем, замечательную повесть «До свидания, мальчики» в свое время прочитали все. Народ полюбил и произведение, оно легко написано, и взаимоотношения ребят, вступающих в жизнь. Эта история всех тронула.
Балтер в нашем театре бывал и присутствовал на репетициях. Ставил спектакль Сергей Львович Штейн. Театральная версия на самом деле вышла раньше. Но театр посещает меньше народу, потому и о спектакле реже говорят. А он был очень хороший. Играли прекраснейшие актеры. К примеру, Сашку Кригера — всеми любимый Леонид Харитонов. За ним ходили толпы, популярностью пользовался огромной. К тому моменту он уже сыграл в «Школе мужества», «В добрый час!», Ивана Бровкина. Его очень любили. Необыкновенно обаятельный человек. Он был старше персонажа, которого изображал в «До свидания, мальчики», потому для роли и подстригся, и подкрасился. Ему нравился образ Кригера, в нем много юмора, смысла, и получал Харитонов от спектакля огромнейшее удовольствие.
Играли с нами Саша Ширвиндт, народный артист Владимир Романович Соловьев и другие. Но это все актеры не киношные, потому широкую огласку спектакль не получил. Не было Интернета, настолько открытого телевидения, как сейчас, где можно дать рекламу. Тем не менее постановка в Ленкоме шла успешно, и Балтер этим был очень доволен. Мы даже получили призы. Ох, давно это было: пятьдесят лет назад. Но играли с удовольствием. В театре это, в принципе, моя первая роль.
— Кто вам ее предложил?
— Готовились два состава, и на роль Белова приглашали другого актера. В это время в Ленком художественным руководителем пришел великий Анатолий Васильевич Эфрос, который, посмотрев кусочки спектакля, сказал: «Збруев сыграет Володю, а Инку — Оля Яковлева». Вот с Олей вместе мы и играли. Она была симпатичная. Очень дружеские и чувственные отношения возникли между нами. Мы оба любили свои роли, и театр на нашем спектакле был полон.
— У Харитонова по отношению к вам не появилась ревность? Ведь он уже имел всесоюзную любовь, а главную роль в спектакле отдали вам, актеру начинающему.
— Безусловно, Володя в нашей тройке был ведущим, но не менее интересной считаю и роль Кригера. Есть же Гамлет, а есть Клавдий, и, на мой взгляд, роль короля привлекательней. То же и у Кригера с Беловым. У Харитонова роль совершенно потрясающая, и мне кажется, у него она получилась гораздо лучше, чем у Досталя, сыгравшего Кригера в кино. Это мое мнение. С другой стороны, это же два разных проекта, они друг на друга не похожи, хотя и в фильме очень хорошие актеры: Миша Кононов, Женя Стеблов, Наташа Богунова. Фильм получился значимым, он остался в народной памяти. Вообще все это такое родное, близкое. Очень приятно было в спектакле работать. Он шел с грандиозным успехом.
— Ну вот, а говорите, театр посещали меньше.
— Отношение у зрителей к театру у нас, может, и трепетное, но кино впереди. Оно всегда приносило огромнейший доход. Бюджет советского кинематографа был огромен, и значительные средства от проката передавали в государственную казну. Театр — другой вид искусства. Но сегодня, считаю, он выше кинематографа. То, что происходит с нашим кино, на мой взгляд, — беда. В театре все-таки пока мы держимся, хоть и публика изменилась. Целые поколения прошли, многие не знают, что это за время — предвоенное. Мало кто на самом деле может пропустить это через свою душу, чаще изображают: «Ах, вот как!» Это все поддельное. Я к этому так отношусь. Для меня лично, раз уж обо мне разговор, театр намного лучше, чем кино.
Увы, старые постановки в большинстве своем не записаны на пленку. Скорее всего, не найдете и спектакль по Балтеру. В те годы театр снимали редко. Кино и довоенное всегда можно посмотреть. Спектакль — разве что через хронику. Жаль. С великими артистами... Их просто нет. Это легенда.
— А в вашей ленкомовской легенде есть любимая роль?
— Я получаю удовольствие от всех, кого играю сейчас: Гаева в «Вишневом саде», Флора Федулыча в «Ва-банке», Анучкина в «Женитьбе».
В кино любимый фильм не назову. Ролей у меня больше семидесяти, но живет в памяти зрителя «Одинокая женщина желает познакомиться», «Батальоны просят огня», «Бедная Саша» и «Ты у меня одна». Трудно сказать, почему. Только время определяет значимость того или иного произведения, насколько оно попадает в сегодняшний день.
— Ведете личную хронику в социальных сетях?
— У меня в «Инстаграме» нет страницы, ее кто-то придумал. Точно не я веду. По этому поводу ко мне обращались, и я просил, чтобы выложили в Интернет, что это меня не касается.
— В Крыму вам бывать приходилось?
— Очень часто. У актеров там свой санаторий, наш дом. От Ялты, пешком если вдоль моря, минут пятнадцать. Я получал от отдыха большое удовольствие. Были у нас замечательные времена. Не могу сказать, что есть любимые места, мне просто все в Крыму нра-ви-лось. Когда подходило время отпуска, всегда ждал момента, чтобы поехать в Ялту. Здорово, что вы крымчанка, я вам завидую. В ваших краях совершенно потрясающий воздух.
Что пожелать крымчанам? Больше радости и меньше печали. Добра и любви друг к другу. Думайте не только о себе, но и о ваших близких. Вообще думайте больше о людях. Это очень важно.
Столетие со дня рождения Бориса Балтера, автора повести «До свидания, мальчики», отмечалось не только в нашем городе, где прошла юность писателя, но и в Москве. Под занавес юбилейного года в Центральном доме литераторов на Большой Никитской состоялся вечер, посвященный жизни и творчеству знаменитого евпаторийца. С инициативой проведения мероприятия выступил председатель Балтеровского комитета Яков Фоменко, который представил выставку редких экземпляров повести, переведенной в свое время на иностранные языки, и новое коллекционное издание. О Борисе Исааковиче на литературном вечере также вспоминали народный артист России Евгений Стеблов, первый секретарь Союза писателей Москвы Евгений Сидоров, театровед Михаил Бирман, дети и внучка писателя, его двоюродный брат Виктор Есипов. О евпаторийской балтериане москвичам подробно рассказала Виктория Струнина — автор-составитель и редактор сборника исторических очерков «Малый Иерусалим». А личной историей, связанной с повестью «До свидания, мальчики», охотно поделился с журналистом Викторией Серебрянской известный российский актер Александр Збруев.
Беседовала Виктория СЕРЕБРЯНСКАЯ.
Фото с сайта театра Ленком, из архива театра.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 1(19398) от 10.01.2020 г.