Евпаторийская здравница :: Новости » Актуальное интервью » Юрий СЛЕСАРЕВ: «Человек не может существовать без прекрасного»
RSS-лента Евпаторийская здравница
  Главная  •    Новости  •    Важно  •    Реклама  •    Редакция  •    Архив номеров  •    Спецвыпуски
Евпаторийская здравница ВКонтактеЕвпаторийская здравница FacebookЕвпаторийская здравница в Одноклассниках
  Заказ такси Максим онлайн

Юрий СЛЕСАРЕВ: «Человек не может существовать без прекрасного»

Недавно Евпаторию посетил Юрий Слесарев — ​российский пианист, профессор Московской государственной консерватории (МГК) имени П.И. Чайковского и преподаватель Центральной музыкальной школы при МГК, уроженец нашего города. Народный артист России приехал, чтобы провести мастер-классы с учениками Евпаторийской музыкальной школы и учащимися из других городов. Корреспондент «ЕЗ» побывала на одном из таких занятий и пообщалась с лауреатом международных и всесоюзных конкурсов.


— Юрий Степанович, как часто вам удается бывать в родном городе?
— До 2005-го я приезжал сюда очень часто: здесь жил мой отец. К сожалению, после его смерти я стал посещать Евпаторию гораздо реже. В основном мои визиты связаны с конкурсами, например конкурсом Караманова (Международный конкурс молодых пианистов имени Алемдара Караманова в этом году пройдет в Симферополе с 16 по 25 ноября. — ​Ред.) Сегодня я приехал сюда для того, чтобы провести несколько мастер-классов для учащихся Евпаторийской музыкальной школы и Симферопольского музыкального училища. Проходить они будут в виде индивидуальных получасовых занятий. И это замечательная возможность познакомиться с произведениями великих классиков с нескольких точек зрения. Ведь никто из нас не знает достоверно, как правильно играть ту или иную композицию, но это не мешает нам доводить свои навыки до совершенства. Также нам, педагогам, важно помочь своим ученикам, наставить их на нужный путь.
— С каким из уголков нашего города у вас ассоциируется детство?
— Я фактически вырос в санатории Министерства обороны. Там работал мой отец, сразу после войны. Он был военный хирург. Поэтому все мое детство прошло там: все закоулки мне очень знакомы. Люблю смотреть фильм, в котором Николай Второй посещает Евпаторию: Николаевский собор и тот самый военный госпиталь, на территории которого впоследствии появился санаторий Министерства обороны. Я хорошо помню, как это все строилось, как возводился главный корпус санатория (на этом месте поначалу были раскопки). Когда вижу родную Евпатории в кино — ​сердце замирает. Скажем, фильм «До свиданья, мальчики!», свидетелем съемок которого я был, с кадрами евпаторийских видов возвращает в далекое прошлое.
— Насколько я знаю, именно в Евпатории у вас впервые возник интерес к классической музыке…
— В плане формирования музыкального вкуса мне повезло с педагогом. Когда я учился в третьем классе, в Евпаторию приехал замечательный музыкант Валентин Александрович Теплов. У него я проучился до седьмого класса. Именно он профессионально направил меня на нужный путь. В то же время в школе был организован струнный оркестр, и свой первый концерт я сыграл с ним уже в пятом классе. Это было в нашем городском театре, у меня даже видеозапись моего первого выступления сохранилась. Вспоминая те годы, хочется отметить, что отношение людей к музыке и ее пропаганде тогда было трепетным и считалось важным государственным делом. Так, несмотря на трудное время, к нам в Евпаторию часто приезжал с гастролями Южнобережный симфонической оркестр. Атмосфера на его концертах была праздничной. Нас, тогда еще первоклашек, водили на них принудительно. Но на концертах мы занимались тем, что роняли номерки, чтобы хоть как-то отвлечься и 


поозорничать. Особенно эффектно получалось в момент паузы. Но потом, со временем, мы как-то втянулись и даже полюбили эти самые концерты. Конечно, кроме этого оркестра приезжали и другие артисты, которые так или иначе прививали нам вкус к классической музыке. У нас накапливались впечатления, закладывалось и формировалось нужное, правильное отношение к искусству.
В пятидесятые-шестидесятые годы в нашей стране издавалось много записей — ​сейчас их принято называть «пиратскими». Поэтому мы росли и воспитывались на произведениях В. Фуртвенглера, Б. Вальтера, А. Тосканини, О. Клемперера, С. Рахманинова и других великих музыкантов прошлого. Но самое огромное потрясение со мной случилось в третьем-четвертом классе, когда я услышал «Реквием» Моцарта. Эта пластинка у меня до сих пор одна из самых любимых. Именно эта музыка что-то во мне перевернула… задела нужные струны души… и тогда я принял для себя решение: моя жизнь будет связана с музыкой. Конечно, было страшновато, даже мама меня отговаривала, ведь это было что-то непонятное, неизведанное… тут или пан или пропал. В возрасте четырнадцати лет я уехал в Москву, и риск оказался оправдан. Я поступил в Центральную музыкальную школу (ЦМШ. — ​Ред.) при Московской консерватории. Во время учебы мы постоянно посещали концерты великих, именитых музыкантов. А когда нам очень хотелось попасть на мероприятие, но билетов не было, мы рисовали от руки точную копию чьего-нибудь билетика. Получалось хорошо, даже билетерши ничего не замечали.
— Сейчас вы уже профессор Московской консерватории и у вас есть ученики, которым вы передаете свои знания. Отличается ли современная молодежь от молодых людей того времени, когда вы только поступили в ЦМШ?
— Сейчас у меня два ученика: один в 10-м классе, второй уже оканчивает школу. Раньше люди больше тяготели к учебе, к музыке… сейчас же появилась масса отвлекающих факторов: Интернет, гаджеты, соцсети. А ведь на первых конкурсах Чайковского милиция людей держала и не впускала в помещение, потому что оно и так уже было переполнено… Также нельзя сбрасывать со счетов то, что в то время многое было запрещено, а мы желали вкусить этот запретный плод. Попасть на концерты современного искусства, современных исполнителей тогда было очень сложно. А сейчас все доступно, поэтому и люди стали другими.
— Юрий Степанович, какое, на ваш взгляд, будущее у классической музыки в современном мире?
— Будущее у классической музыки в любом случае есть, потому что человек не может существовать без прекрасного. Сейчас мы наблюдаем период небольшого спада интереса к классике. А вот когда люди перенасытятся «попсовой» музыкой, у человечества вновь появится необходимость в классических произведениях. Ведь великие композиторы также не всегда были востребованы. Тот же Бах пребывал в забвении, и только через много лет о нем заговорили. Также многое зависит от образования, от педагогов… Даже если человек совсем не собирается связывать свою жизнь с музыкой, отказываться от нее совсем нельзя. Ведь раньше в старинные времена, при воспитании детей были обязательными к обучению некоторые предметы — ​такие, например, как танцы, пение, фехтование… Почему бы и нам сегодня не придерживаться такой же позиции в воспитании, хотя бы в музыкальном плане?

Интервью вела  Мария ГЛАВАЦКАЯ.
Фото afisha.ru, из архива  Юрия Слесарева.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 39 (19386) от 11.10.2019 г.




 


 


Актуальные новости


График плановых отключений на июль 2020 г. (обновлено 14.07.2020 г.)

Уважаемые жители городского округа Евпатория! ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом...

Дополнительные выплаты россиянам

В понедельник, 11 мая, президент России Владимир Путин выступил с обращением к гражданам РФ. Наиболее актуальной частью этой речи для жителей...

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
Сергей Аксёнов объявил четыре дополнительных выходных в Крыму

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов объявил Пасху, Ораза-байрам, Троицу и Курбан-байрам нерабочими праздничными днями. Соответствующий указ...

Уважаемые граждане!

На основании Указа главы Республики Крым от 17.03.2020 №63-у «О введении режима повышенной готовности на территории республики Республики...






Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

Cовет министров Республики Крым

Российская общественная инициатива



Рубрики новостей