Вчера свой 90-летний юбилей отметил Михаил Петрович Гирков. Замечательный человек, учитель-профессионал, он без малого 47 лет прививал детям любовь к труду и творчеству в 6-й и 12-й школах. И ушел на пенсию в 72 года!
Если окинуть взглядом жизненный путь Михаила Петровича с детства, то его профессиональная педагогическая деятельность предстанет в виде невероятно мощного и ослепительно яркого восхождения, в основе которого кроется секрет творческого потенциала и удивительного человеческого притяжения!
Прежде всего, надо вспомнить добрым словом умных, любящих родителей Михаила. Это неутомимые труженики, православные. Петр Михайлович — колхозный мастер на все руки, Мария Алексеевна — мать четырех детей, работница на виноградниках. Она и подрастающие дети дружно вели домашнее хозяйство.
…Сентябрьской ночью 1941 г. немецкие самолеты разбомбили аэродром на окраине крымского села, в котором тогда жили Гирковы (ныне Новоселовское). Одна из бомб попала в единственную школу, располагавшуюся недалеко от аэродрома. Михаил той осенью только начал учебу в 6-м классе. Ни родители, ни он сам и предположить не могли, что получить среднее образование он сможет лишь через 25 лет, три года совмещая работу и учебу в вечерней школе! Мудрый отец еще с шестилетнего возраста приучал сына плотничать. И во время оккупации подросток пас в балке припрятанный от немцев домашний скот односельчан; под дулами автоматов он вместе со взрослыми рыл окопы, а ночью спал тут же на промерзлой земле под открытым небом… Весной 1944 года в ходе облавы, которую устроили немцы-вербовщики молодежи в Германию, Михаилу все же удалось сбежать и спрятаться… Постоянный голод, тяжелый труд, нешуточные смертельные опасности — все помогало развитию смекалки, выносливости, воли и целеустремленности.
После окончания войны юноша освоил профессию тракториста, прошел по направлению от военкомата курс молодого бойца (саперная работа) и как лучший курсант был назначен командиром отделения. В течение 1946 года его подразделение по всему Евпаторийскому району обнаруживало и обезвреживало мины — опасное наследие «прошедшей войны». Затем, получив диплом столяра-белодеревщика, в числе лучших Михаил Гирков был направлен в распоряжение управления ЖКХ «Севастопольстроя».
Плановая мобилизация и служба в рядах Советской армии (апрель 1950 — ноябрь 1953 г.г.) основательно помогли формированию личности молодого человека. Командование, обратив внимание на трудовой опыт, пытливость природного ума и лидерские черты новобранца, направило его на курсы младших командиров. Он приобрел военную специальность — механик КИПа, и в звании младшего сержанта был направлен в полк связи.
Была у младшего сержанта возможность стать кадровым офицером, однако он точно знал, что его призвание где-то «на гражданке». Но где? В небольшой послевоенной Евпатории он временно устраивается сначала в Мамайские каменоломни, потом столяром по ремонту мебели в школе № 6.
В 1954 г. Министерство народного образования СССР обратилось к представителям рабочих профессий и ремесел с призывом стать инструкторами в школах по вновь введенному предмету — трудовому обучению. И когда умный и наблюдательный директор тогдашней восьмилетки № 6 А.Я. Гольдштейн предложил Гиркову стать таким инструктором, Михаил Петрович согласился. Ведь ему уже неоднократно приходилось выступать в своей жизни в роли командира, педагога, наставника…
С интересом, опаской и даже задиристостью шли на уроки к новому учителю первые питомцы. Но скоро их недоверие сменилось обожанием. Они оценили и полюбили Михаила Петровича за его золотые руки, колоссальный жизненный опыт, справедливую требовательность, аккуратность, потрясающую память, за «огонек» в работе, за спокойствие и уважительное отношение к каждому из учеников и, конечно, за неистребимый юмор! Необычной была его идея «Пионерской фабрики» (1956-1958 гг.). В разное время в ней обучалось и работало более 70 учащихся. Связавшись с городским руководством «Союзпечати» и Оцинковального завода, Михаил Гирков начал получать от них заказы и материал. Ученики стали изготавливать рубанки, шерхебели, фуганки, киянки, разделочные доски (для кухни), скалки для раскатывания теста, калейдоскопы, подвижные фигурки «физкультурников», канцелярские кнопки, указки для учителей, скворечники и даже торговые раскладные столики для «Союзпечати».
Мастерская стала местом притяжения для школьников, а Михаил Петрович, «пропадая» в ней с учениками, согласился на внеклассную работу. Увлеченные, они воплотили в жизнь новую смелую идею — создавать движущиеся модели! Так были собраны 8 моделей картингов. Тренироваться на этих моделях приходила почти вся школа, попутно изучая правила дорожного движения, устройство и работу двигателей. В 1974 г. была одержана заслуженная победа в соревнованиях картингистов в г. Керчи. В Москве о евпаторийских картингистах узнали случайно только через шесть лет. Комиссия ЦК ВЛКСМ во время плановой проверки работы с «трудными» подростками увидела картинги и послала на выставочный щит ВДНХ фотографию модели. И руководство ВДНХ, получив по запросу из Евпатории одну модель в качестве экспоната на выставку, присудило учителю первую серебряную медаль ВДНХ СССР (1980 г.).
Однако Михаила Петровича никогда не привлекали ни слава, ни рутина. Он постоянно вдохновенно учил и учился сам. Поощряя талантливых и способных, преподаватель организовал инженерно-техническую секцию, где, обучая основам рационализаторства и изобретательства, вырастил 18(!) действительных членов Малой Академии Наук «Искатель». Свидетельства «Изобретатель» и дипломы получили Тимофей Белый, Дмитрий Кугно (за стационарный лобзик), Евгений Бобурка, Александр Вихарев, Руслан Грубер, Станислав Момот (за мини-трактор, универсальный станок по древесине). Ивану Соколу, Егору Колтакову за бордюроукладчик были выданы патенты Госкомитета по науке и технике СССР и соответствующие дипломы (1988 г.). По просьбам гороно Михаил Петрович неоднократно проводил открытые уроки, выступал с докладами на научно-практических конференциях, проводившихся в Симферополе, в институте усовершенствования учителей.
У преподавателя М. Гиркова — свыше сотни городских и республиканских наград: почетные грамоты, значки «Вiдмiнник народної освiти» (1982), «Отличник просвещения СССР» (1987), 1-я серебряная медаль ВДНХ СССР за изготовление учениками картингов (1980); серебряная медаль ВДНХ СССР за изобретение его учениками стационарного лобзика (1988). Учителю были присвоены звания: «Отличник изобретательства и рационализации» (1987) и «Старший учитель» (приказ Крымского отдела народного образования, 1988). В конце 80-х годов на евпаторийской Доске почета была помещена фотография учителя-новатора…
Самым ярким и неопровержимым свидетельством таланта М.П.Гиркова как преподавателя явились дальнейшие успехи любимых учеников. Владимир Алешин и сейчас работает учителем трудового обучения в школе № 12; Иван Сокол, получив соответствующее образование, возглавил коллектив крупного завода, где изготавливают тарелки-антенны для телевизоров. Егор Колтаков, окончив Московский государственный технический университет и аспирантуру, занимался разработкой негорючих материалов для космических кораблей. С радостью Михаил Петрович рассказал и об Эльмире Демислямовой. Работая учителем географии в одной из казахстанских школ, она по памяти изготовила модель картинга и организовала секцию картингистов, где занимаются и двое ее сыновей.
Какой колоссальной мощностью должен обладать Учитель, если зажженная им искра творчества в одном поколении ярко вспыхивает через десятилетия! Для такого горения необходима чистота пламенеющего сердца: стойкость и порядочность, мужество и альтруизм, непримиримость ко лжи и деликатность, неподкупность и мудрая простота — словом, все, что на уровне подсознания так тонко чувствует во взрослом человеке детская душа…
Каждый учитель знает, что самой дорогой наградой является благодарная память учеников. И они, уже давно взрослые, звонят, а оставшиеся в родном городе — приходят в гости, радуют теплыми воспоминаниями, рассказывают о себе.
...Судьба сурово не раз испытывала Михаила Петровича, но она и сказочно одарила его высокой взаимной любовью! С Ниной Васильевной он встретился на работе, в школе. И более полувека взаимное чувство окрыляло каждого из них… Несмотря на тяготы и несовершенства внешнего мира, супруги сумели сохранить чистоту мыслей, слов и поступков, ненавязчиво учили детей этой трудной, но светоносной работе.
С приходом в их семью беды — долгой и неизлечимой болезни Нины Васильевны Гирковой — Михаил Петрович принял на себя ежеминутный милосердный труд по уходу. Это было так естественно, ласково и красиво, что бывшие ученики с радостью и часто продолжали приходить к ним в гости: мудрая и славная Нина Васильевна тоже была их учителем, а потом и директором. Так приходят возмужалые дети в теплый родительский дом. Однажды одновременно приехали даже те, кого судьба разбросала по планете, — из Германии, Израиля, Новой Зеландии, США, Канады…
Михаил Петрович и сегодня бодр, энергичен, радует родных, друзей и учеников оптимизмом, интересом ко всему происходящему в мире.
Спасибо ему за мудрые уроки!
Юстина Краевская
Фото из личного архива М.П. Гиркова и Елены Покрепы.
Многоуважаемый Михаил Петрович!
Поздравляем Вас с 90-летием! Здоровья Вам и тихой спокойной радости! Честно, мужественно и талантливо выполняя свою миссию на Земле, Вы заслужили уважение, любовь и бережное внимание. А евпаторийцы пусть знают, что рядом с нами скромно живет необыкновенный Человек — один из замечательных представителей истинной интеллигенции…
С любовью и уважением: В. Билан, депутат Евпаторийского городского совета; А. Склярук, заслуженный работник культуры РК; В.Чебукин, учитель истории, отличник народного образования; Н. Щербакова, редактор газеты «ЕЗ» в 2006—2011 гг., а также Н. Амелина, М. Вихарев, Е. Гончаров, Б. Киселев, А. Кравченко, А. Лихачев, А. Новиченко, В. Носова, Л. Сташкевич, Ю. Тарасов, В. Шадхин и многие другие бывшие ученики и коллеги.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 36(19383) от 20.09.2019 г.