«Еврооркестрия – Крым»: начало положено

Продолжая серию публикаций о людях, так или иначе причастных к проведению уникального для Евпатории и всего Крыма события – фестиваля молодежных симфонических оркестров «Еврооркестрия – Крым», мы не могли не упомянуть об авторе проекта –  уроженке нашего города, лауреате Государственной премии АР Крым в номинации «Музыка и исполнительское мастерство», заслуженном работнике культуры Республики Крым, преподавателе Евпаторийской детской школы искусств с двадцатилетним стажем Светлане Остапенко. Именно она имеет непосредственное отношение не только к выбору места проведения фестиваля, но и к самой его идее.


С чего все начиналось…

На протяжении девятнадцати лет Светлана была руководителем Детско-юношеского ансамбля скрипачей и камерного оркестра при Евпаторийской детской школе искусств. Когда-то она пришла к выводу: наши евпаторийские дети должны увидеть мир и продемонстрировать ему свои таланты. В дальнейшем ребята под руководством своего педагога посетили множество различных конкурсов, однако самой Остапенко всегда хотелось чего-то большего. И тут, по совету коллеги, Светлана с коллективом решила поехать на конкурс в Москву. Там юные музыканты из Евпатории заняли первое место и познакомились с нынешними партнерами по проекту «Еврооркестрия – Крым»: Детским благотворительным фондом «АРТ Фестиваль – Роза ветров» и Клодом Револьтом – главой Европейской федерации «Еврооркестрия». Именно работа Клода Револьта в сфере популяризации классической музыки вдохновила Остапенко на новый проект. Согласно замыслу, молодежные коллективы приезжают из разных городов, совместно репетируют и достигают высокого социально-культурного эффекта. Отметим, что сама идея зародилась еще в 2007 году. Но несколько лет все никак не удавалось осуществить задуманное: то не хватало финансов, то – знаний, то намерение оказывалось не настолько сильным, чтобы трансформироваться в реальные действия…

Однако жизнь получается такой, какой ее себе представляет сам человек. Можно сидеть в кабинете и мечтать, а можно действовать для осуществления желаемого. Только после того, как Светлана поступила в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (РАНХиГС), стала магистрантом и встретила много новых людей, которые вложили свои знания в ее голову и помогли им сложиться, словно паззлы, в целостную картину фундаментального профессионального образования, удалось встать на путь реализации задуманного.

Завершая рассказ о рождении проекта отметим, что появился он в результате объединения всего ее предыдущего опыта: поездок с детьми, конкурсов, гастрольной и концертной деятельности, понимания новых форм экономического финансирования и процессов культуры, а также способов положительного взаимодействия между ними для развития общества. Ведь музыка – это тот универсальный язык, который может быть доступен абсолютно каждому.


Основные задачи фестиваля «Еврооркестрия – Крым»

Занимаясь проектом три года, Светлана видела всю картину и понимала, как это должно быть. Во-первых, надо дать талантливым детям нашего города возможность развиваться, совершенствовать свое мастерство и заявить о себе в других регионах. Маленьким исполнителям, которые приехали в Евпаторию на «Еврооркестрию» из Бахчисарая, Красноярска, других городов и регионов, удалось получить бесценный опыт, потому что в ходе всего мероприятия они постоянно совершенствовали свои навыки за одной партой с более знающими и опытными музыкантами. В итоге ребята настолько повысили свое мастерство, что до сих пор поступает множество звонков от благодарных родителей и преподавателей.

Следующий важный момент, по словам автора проекта, – преемственность поколений. Десять процентов оркестра – это прописанные в концепте взрослые музыканты, педагоги. Ну и, конечно, были отобраны именитые дирижеры, о которых «ЕЗ» писала в прошлом номере. это было сделано для того, чтобы остальным подобранным музыкантам было легче влиться в единое звучание оркестра. Ведь в его состав вошли представители двенадцати регионов России: Москвы, Красноярска, Ханты-Мансийска, Севастополя, Калужской и Нижегородской областей, Пензы и т. д.

Наконец, не стоит забывать и о том, что данный проект повышает педагогический уровень преподавателей музыки, приехавших на фестиваль. Они, что называется, своими глазами увидели, что происходит в других музыкальных коллективах, и тех регионах, откуда эти коллективы приехали, каким образом решаются те или иные поставленные задачи. А ведь хороший наставник способен воспитать в своем ученике особую, музыкальную утонченность, не забывая о духовной составляющей.

Кроме того, на «Еврооркестрии – Крым» была представлена типология культур: в фестивале приняли участие коллективы из принципиально разных регионов. Но игра оркестра – это совместное творчество. Тонкое понимание момента, где стоит притормозить, а где, наоборот, разойтись. Оркестр знает, каким образом достичь музыкальной гармонии, которая будет завораживать души слушателей. Люди чувствуют, что это красиво, а музыканты, зная технологию, умело ее применяют.


Главное – сильная команда

Как бы то ни было, но без команды сегодня никуда, уверена Светлана Остапенко. В нынешний век быстрых технологий коммуникация и взаимная поддержка – основа основ.

Организаторы и участники фестиваля «Еврооркестрия - Крым» очень благодарны министру культуры РК Арине Новосельской, потому что именно благодаря ее отношению и пониманию правильности и необходимости происходящего, именно с ее подачи они получали всю необходимую помощь и поддержку как на отборочном этапе, так и до самого торжественного завершения. Все, кого зрители видели на сцене, за кулисами, все причастные к организации и проведению этого мероприятия работали абсолютно бесплатно. И это позиция гражданской ответственности общества.

Учебные заведения разных городов, которые представляли музыканты, назвали «Еврооркестрию – Крым» достижением и знаковым событием. На своих сайтах они высказали благодарность и гордость за участие в проекте своих учеников.

Впрочем, на вопрос корреспондента «ЕЗ», как Светлана сама оценивает проект, какие у него точки роста, все ли удалось так, как задумывалось, она ответила, что надо непременно провести работу над ошибками: возможно, придется более жестко отформатировать присутствие волонтеров в проекте с каждым коллективом. Но если посмотреть на все это в целом, по ее словам, - проект хорош со всех сторон. Единственное, что необходимо в будущем, - полное самозабвение и работа в нем с максимальной отдачей. Благодарные отзывы слушателей говорят о том, что людям нравится познавать искусство и все готовы общаться на языке музыки.

Точки роста у проекта тоже есть. Это, во-первых, возможность провести парад дирижеров из городов-побратимов. Ведь у Евпатории межмуниципальное сотрудничество организовано на высоком уровне. Во-вторых, это может быть демонстрация оркестровых достижений в каких-либо дворцово-парковых местах в Крыму. Вариантов много.

Очень важно, что проект дал старт совершенно новому проекту - «Крымские сезоны искусств», подчеркнула автор «Еврооркестрии – Крым». Само это название предполагает включение в него других направлений классического искусства – к примеру, балета или театра. Ведь только высокая классика и высокие каноны формируют критическое мышление, духовные устои, уважение к себе и другим, пробуждают в человеке самые возвышенные чувства.


Станет ли Евпатория городом оркестров?

С ежегодным наступлением «Крымских сезонов искусств» евпаторийцам наверняка очень бы хотелось, чтоб эти мероприятия проходили именно в нашем городе. Ведь помимо культурного роста общества, это приведет и к увеличению турпотока.

Однако окончательное решение будет приниматься организационным комитетом – конечно же, при наличии поддержки со стороны города. Очень не хотелось, чтобы этот фестиваль ушел из Евпатории. Ведь такие мероприятия крайне нужны именно здесь для того, чтобы туристы приезжали к нам не просто купаться в море, но и культурно развиваться, слушать живую музыку, смотреть спектакли или балеты. Все дети, которые принимали участие в фестивале, привезли в свои города и страны информацию об этом событии. Сегодня о нашем городе  узнают Япония и Сербия, а завтра – другие государства. Поэтому фестиваль может и должен стать точкой старта новой творческой программы развития классического искусства в Крыму. 

Подготовила Елена ФИЛАТОВА.

Фото автора. Видео - Алексей Гладков

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 28(19375) от 26.07.2019 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...







Рубрики новостей