Продолжая серию публикаций о людях, так или иначе причастных к проведению уникального для Евпатории и всего Крыма события – фестиваля молодежных симфонических оркестров «Еврооркестрия – Крым», мы не могли не упомянуть об авторе проекта – уроженке нашего города, лауреате Государственной премии АР Крым в номинации «Музыка и исполнительское мастерство», заслуженном работнике культуры Республики Крым, преподавателе Евпаторийской детской школы искусств с двадцатилетним стажем Светлане Остапенко. Именно она имеет непосредственное отношение не только к выбору места проведения фестиваля, но и к самой его идее.
С чего все начиналось…
На протяжении девятнадцати лет Светлана была руководителем Детско-юношеского ансамбля скрипачей и камерного оркестра при Евпаторийской детской школе искусств. Когда-то она пришла к выводу: наши евпаторийские дети должны увидеть мир и продемонстрировать ему свои таланты. В дальнейшем ребята под руководством своего педагога посетили множество различных конкурсов, однако самой Остапенко всегда хотелось чего-то большего. И тут, по совету коллеги, Светлана с коллективом решила поехать на конкурс в Москву. Там юные музыканты из Евпатории заняли первое место и познакомились с нынешними партнерами по проекту «Еврооркестрия – Крым»: Детским благотворительным фондом «АРТ Фестиваль – Роза ветров» и Клодом Револьтом – главой Европейской федерации «Еврооркестрия». Именно работа Клода Револьта в сфере популяризации классической музыки вдохновила Остапенко на новый проект. Согласно замыслу, молодежные коллективы приезжают из разных городов, совместно репетируют и достигают высокого социально-культурного эффекта. Отметим, что сама идея зародилась еще в 2007 году. Но несколько лет все никак не удавалось осуществить задуманное: то не хватало финансов, то – знаний, то намерение оказывалось не настолько сильным, чтобы трансформироваться в реальные действия…
Однако жизнь получается такой, какой ее себе представляет сам человек. Можно сидеть в кабинете и мечтать, а можно действовать для осуществления желаемого. Только после того, как Светлана поступила в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (РАНХиГС), стала магистрантом и встретила много новых людей, которые вложили свои знания в ее голову и помогли им сложиться, словно паззлы, в целостную картину фундаментального профессионального образования, удалось встать на путь реализации задуманного.
Завершая рассказ о рождении проекта отметим, что появился он в результате объединения всего ее предыдущего опыта: поездок с детьми, конкурсов, гастрольной и концертной деятельности, понимания новых форм экономического финансирования и процессов культуры, а также способов положительного взаимодействия между ними для развития общества. Ведь музыка – это тот универсальный язык, который может быть доступен абсолютно каждому.
Основные задачи фестиваля «Еврооркестрия – Крым»
Занимаясь проектом три года, Светлана видела всю картину и понимала, как это должно быть. Во-первых, надо дать талантливым детям нашего города возможность развиваться, совершенствовать свое мастерство и заявить о себе в других регионах. Маленьким исполнителям, которые приехали в Евпаторию на «Еврооркестрию» из Бахчисарая, Красноярска, других городов и регионов, удалось получить бесценный опыт, потому что в ходе всего мероприятия они постоянно совершенствовали свои навыки за одной партой с более знающими и опытными музыкантами. В итоге ребята настолько повысили свое мастерство, что до сих пор поступает множество звонков от благодарных родителей и преподавателей.
Следующий важный момент, по словам автора проекта, – преемственность поколений. Десять процентов оркестра – это прописанные в концепте взрослые музыканты, педагоги. Ну и, конечно, были отобраны именитые дирижеры, о которых «ЕЗ» писала в прошлом номере. это было сделано для того, чтобы остальным подобранным музыкантам было легче влиться в единое звучание оркестра. Ведь в его состав вошли представители двенадцати регионов России: Москвы, Красноярска, Ханты-Мансийска, Севастополя, Калужской и Нижегородской областей, Пензы и т. д.
Наконец, не стоит забывать и о том, что данный проект повышает педагогический уровень преподавателей музыки, приехавших на фестиваль. Они, что называется, своими глазами увидели, что происходит в других музыкальных коллективах, и тех регионах, откуда эти коллективы приехали, каким образом решаются те или иные поставленные задачи. А ведь хороший наставник способен воспитать в своем ученике особую, музыкальную утонченность, не забывая о духовной составляющей.
Кроме того, на «Еврооркестрии – Крым» была представлена типология культур: в фестивале приняли участие коллективы из принципиально разных регионов. Но игра оркестра – это совместное творчество. Тонкое понимание момента, где стоит притормозить, а где, наоборот, разойтись. Оркестр знает, каким образом достичь музыкальной гармонии, которая будет завораживать души слушателей. Люди чувствуют, что это красиво, а музыканты, зная технологию, умело ее применяют.
Главное – сильная команда
Как бы то ни было, но без команды сегодня никуда, уверена Светлана Остапенко. В нынешний век быстрых технологий коммуникация и взаимная поддержка – основа основ.
Организаторы и участники фестиваля «Еврооркестрия - Крым» очень благодарны министру культуры РК Арине Новосельской, потому что именно благодаря ее отношению и пониманию правильности и необходимости происходящего, именно с ее подачи они получали всю необходимую помощь и поддержку как на отборочном этапе, так и до самого торжественного завершения. Все, кого зрители видели на сцене, за кулисами, все причастные к организации и проведению этого мероприятия работали абсолютно бесплатно. И это позиция гражданской ответственности общества.
Учебные заведения разных городов, которые представляли музыканты, назвали «Еврооркестрию – Крым» достижением и знаковым событием. На своих сайтах они высказали благодарность и гордость за участие в проекте своих учеников.
Впрочем, на вопрос корреспондента «ЕЗ», как Светлана сама оценивает проект, какие у него точки роста, все ли удалось так, как задумывалось, она ответила, что надо непременно провести работу над ошибками: возможно, придется более жестко отформатировать присутствие волонтеров в проекте с каждым коллективом. Но если посмотреть на все это в целом, по ее словам, - проект хорош со всех сторон. Единственное, что необходимо в будущем, - полное самозабвение и работа в нем с максимальной отдачей. Благодарные отзывы слушателей говорят о том, что людям нравится познавать искусство и все готовы общаться на языке музыки.
Точки роста у проекта тоже есть. Это, во-первых, возможность провести парад дирижеров из городов-побратимов. Ведь у Евпатории межмуниципальное сотрудничество организовано на высоком уровне. Во-вторых, это может быть демонстрация оркестровых достижений в каких-либо дворцово-парковых местах в Крыму. Вариантов много.
Очень важно, что проект дал старт совершенно новому проекту - «Крымские сезоны искусств», подчеркнула автор «Еврооркестрии – Крым». Само это название предполагает включение в него других направлений классического искусства – к примеру, балета или театра. Ведь только высокая классика и высокие каноны формируют критическое мышление, духовные устои, уважение к себе и другим, пробуждают в человеке самые возвышенные чувства.
Станет ли Евпатория городом оркестров?
С ежегодным наступлением «Крымских сезонов искусств» евпаторийцам наверняка очень бы хотелось, чтоб эти мероприятия проходили именно в нашем городе. Ведь помимо культурного роста общества, это приведет и к увеличению турпотока.
Однако окончательное решение будет приниматься организационным комитетом – конечно же, при наличии поддержки со стороны города. Очень не хотелось, чтобы этот фестиваль ушел из Евпатории. Ведь такие мероприятия крайне нужны именно здесь для того, чтобы туристы приезжали к нам не просто купаться в море, но и культурно развиваться, слушать живую музыку, смотреть спектакли или балеты. Все дети, которые принимали участие в фестивале, привезли в свои города и страны информацию об этом событии. Сегодня о нашем городе узнают Япония и Сербия, а завтра – другие государства. Поэтому фестиваль может и должен стать точкой старта новой творческой программы развития классического искусства в Крыму.
ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.
ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.
Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей.