Евпаторийская здравница :: Новости » Эхо события » Культурный прорыв: через тернии — к звездам

Евпаторийская здравница :: Новости » Эхо события » Культурный прорыв: через тернии — к звездам

http://e-zdravnitsa.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=19626


Культурный прорыв: через тернии — к звездам

В прошлом номере «ЕЗ» рассказала о фестивале молодежных симфонических оркестров «Еврооркестрия — Крым», который прошел в нашем городе с 6 по 10 июля и стал без преувеличения культурным прорывом не только для Евпатории, но и для всего Крыма и России. Тогда же газета анонсировала интервью с руководителем проекта Ольгой Астафьевой о длинном пути фестиваля: от рождения замечательной идеи до получения президентского гранта и успешной реализации уникального проекта. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей эту беседу.

Итак, знакомьтесь: Ольга АСТАФЬЕВА — руководитель проекта «Фестиваль молодежных симфонических оркестров «Еврооркестрия — ​Крым», директор научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» Института государственной службы и управления (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (РАНХиГС), доктор философских наук, профессор ИГСУ РАНХиГС.

Возглавляемый нашей собеседницей научно-образовательный центр не только один из организаторов фестиваля, но и, прежде всего, интеллектуальная и творческая составляющая проекта. Напомним, что фестиваль «Еврооркестрия — ​Крым», направленный на укрепление культурных связей талантливой молодежи, интеграцию региональных и национальных проектов и программ с целью формирования единого социокультурного пространства, поддержан грантом Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества (направление «Поддержка проектов в области культуры и искусства»). В разговоре с корреспондентом «ЕЗ» Ольга Астафьева рассказала, насколько сложный путь становления фестиваля прошли его участники и организаторы, как много сил, любви и энергии вложили они в воплощение своего замысла для того, чтобы каждый смог прикоснуться к прекрасному — ​искусству живой музыки.

— Ольга Николаевна, как зарождался этот проект? Как появилась сама идея «Еврооркестрии»?

— Любой проект начинается с появления какой-нибудь важной идеи. Вдохновленные ею люди уверены, что, решив всего пару вопросов, они сразу продвинутся на вершину. Так думают все, когда только начинают. А потом проходит огромное количество времени и наступает другой период — ​осознания всей сложности реализации той самой идеи.

Скажу сейчас то, о чем нельзя умолчать, ибо это уже тенденция, а не исключение. Многие проекты рождаются у нас в процессе обучения. Дело в том, что я научный руководитель магистерской программы «Управление в сфере культуры, образования и науки». Эта программа основана на проектном подходе и реализуется в Институте государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службе при Президенте РФ. Она входит в ТОП‑25 глобального рейтинга по показателям 2018 года.

Тут важно отметить, что наши студенты-магистранты приходят учиться к нам будучи уже опытными в той или иной специальности. И основная задача состоит в том, чтобы личный интерес, возможности, навыки, которыми уже обладает человек, совпали с получением новой компетенции проектного мышления, а впоследствии — ​с возможностью «упаковать» свои идеи в проектное предложение.

Итог магистерской диссертации — ​две теоретических и одна практическая главы. Несомненно, весь институт заинтересован в том, чтобы то, что придумано, разработано и защищено «на отлично», в конечном счете было реализовано и работало на практике. И проект, о котором мы сегодня говорим, также рождался из накопленного опыта. Уроженка Евпатории Светлана Остапенко работала с собранным материалом и выдала его в качестве своей модели. Мы защищали этот проект в разных институциях, даже показывали его на первом съезде Ассамблеи народов Евразии. Мы проверяли его нужность и резонанс с другими людьми. И это был длинный путь. Около двух лет прорабатывалась сама идея — ​и стало понятно, что она работает, она интересна, но невероятно сложна в реализации, потому что требует не только крупных финансовых ресурсов, но и человеческих вложений. Мы понимали, что для реализации этого проекта необходимо найти и привлечь творческих детей, причем это должны быть уже профессионалы, занимающиеся музыкой. Далее следовал отбор участников, объединение их в единый коллектив, совместные репетиции.

— Как вам удалось превратить идею в проект, получивший президентский грант?

— Это красивая идея из сферы профессионального искусства. Особенно важна она в наше время, когда так необходимо чтить память и традиции. По существу, это школа мастерства. Именно так задумывался проект, который вылился в проектное предложение. Автор проекта Светлана Остапенко совместно с некоммерческой организацией — Детским благотворительным фондом «А РТ Фе  стиваль — ​Роза ветров» подали заявку на получение президентского гранта, и среди огромного массива заявок именно она была отмечена экспертами. Первое, на что они обратили внимание, — ​это сама идея, серьезность постановки, возможность повлиять на процессы подготовки музыкальных кадров. Второе, но не менее важное — ​опыт работы в проекте творческого коллектива, в состав которого вошли профессионалы. Опыт работы в проекте — ​это самое основное, это стопроцентное погружение в общее дело и беззаветное служение ему. Ведь не случайно президентский грант выделяется на развитие гражданского общества по направлению «Поддержка проектов в области культуры и искусства». Это и есть поддержка инициатив. Такие проекты должны быть всегда социально ориентированными, ведь для того, чтобы развитие культуры не ослабевало, она должна постоянно находиться в стадии обмена.

— А как много времени ушло на воплощение вашего замысла в жизнь?

— Между получением гранта и реализацией проекта прошел целый год. Здесь самое главное, чтобы была хорошая слаженная команда. В проектном мышлении все гда существует несколько этапов: зарождение идеи, ее оформление, образование команды, реализация и т.д. При этом в команду было важно собрать людей, обладающих разными компетенциями.  И нам это удалось. Далее мы нашли организаторов: Министерство культуры Республики Крым, научно-образовательный центр «Гражданское общество и социальные коммуникации» Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (именно там была сформирована магистерская программа и появилась коллективная заинтересованность студентов, выпускников и преподавателей института в реализации этого проекта) и ФГБУК «Центр культурных стратегий и проектного управления» (Роскультпроект), который помог вывести проект на межрегиональный уровень. В качестве партнеров мы привлекли, прежде всего, комитет по вопросам охраны культурного наследия Госсовета Республики Крым, представителей органов власти муниципального образования городской округ Евпатория (особенно хотелось бы отметить заинтересованность в проекте и готовность помочь со стороны главы города Олеси Харитоненко), управление культуры и межнациональных отношений евпаторийской горадминистрации; общероссийскую общественную организацию «Ассамблея народов России» и Международный союз неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии», Фонд поддержки и развития отечественной культуры, театрального искусства «МТФ «Русская классика», Детский благотворительный фонд «АРТ Фестиваль — ​Роза ветров», Крымский институт культуры, искусств и туризма (КУКИиТ), Московское научно-образовательное культурологическое общество, Крымскую государственную филармонию, Симферопольское музыкальное училище, Евпаторийскую детскую школу искусств. Такая поддержка сыграла очень важную роль в организации фестиваля молодежных симфонических оркестров «Еврооркестрия — ​Крым».

— Расскажите, как проходил отбор музыкантов для участия в фестивале?

— Тысячи заявок были размещены на интернет-ресурсах. Члены оргкомитета отобрали 400 человек, которые стали лауреатами первого этапа конкурса. Затем из четырехсот лучших музыкантов эксперты выбрали сто двадцать ребят, которых в кульминации события объединили в межнациональный симфонический оркестр. Не могу не сказать о сложных, по сути «полифонических» поисках. Жюри ломало себе голову, кого выбрать: дуэт скрипачей из Бахчисарая или ансамбль виолончелистов. Ведь оркестр должен звучать гармонично и с балансировано.

После того как закончился отбор, началась работа с коллективами: все ли смогут исполнить необходимый репертуар, кого пригласить солистами. Кроме того, нужно было разослать им партитуры, чтоб они начали работать. А ведь в состав сводного оркестра вошли музыканты из Москвы, Красноярского края, Республики Хакасия, Республики Удмуртия, Республики Крым, Пензы, Калуги, Екатеринбурга, Белгорода, Магнитогорска.

— И как же вам удалось объединить музыкальное мастерство ребят из разных уголков России и Крыма в одном оркестре?

— Одно дело, когда работа коллектива уже слаженная, а совсем другое — ​соединить людей и сложить коллектив, достичь единого звучания, выдать итоговый продукт. Только с помощью дирижеров — ​высокопрофессиональных музыкантов можно этого достичь. Предложения были разные. И тут один из важнейших критериев отбора — ​не только личное участие в проекте и готовность к полному погружению в него, но и желание делиться своим опытом, образовательным, исполнительским мастерством бескорыстно, основываясь исключительно на гражданском самосознании, ведь такая работа не оплачивается. По результатам отбора мы пригласили четырех именитых дирижеров: заслуженного артиста России Владимира Рыжаева, лауреатов международных конкурсов Владимира Заводиленко и Глеба Степанова, заслуженного деятеля искусств Республики Крым Дениса Карлова. Это хороший состав, потому что они совершенно разные по своему стилю и репертуарному предпочтению. В дни подготовки к фестивалю, например, все дирижеры вышли на репетицию, которая продолжалась пять часов. Именно они работали с детьми — ​собирали сводный оркестр.

— Как вы считаете, у них это получилось?

— Безусловно. Разнообразие музыкальной программы симфонического оркестра на финальном гала-концерте не оставило равнодушным никого. На сцене были мастера такого уровня, которым по плечу все шедевры. Исполнение симфоний — ​это именно то, что показывает уровень мастерства любого оркестра. Прозвучавший на закрытии технически сложный финал Четвертой симфонии Чайковского — ​показатель того, насколько дети, проработавшие в сводном оркестре всего четыре дня, смогли проникнуться общим звучанием и достичь качества.

Нельзя не сказать и о том, что дети жили в оздоровительном лагере имени Ю.А. Гагарина в обычных условиях, общались с другими отдыхающими детьми, рассказывали им о проекте. И хочется особо отметить, что дети из нескольких отрядов приходили на репетиции к ребятам-музыкантам, чтобы послушать их исполнение. Для них это был урок искусства, потому что высидеть пятичасовую репетицию (конечно, с перерывами) сложно, а они сидели и слушали. Именно так рождается творчество и так зарождается любовь к искусству.

— Одна из идей фестиваля — ​межкультурная коммуникация. Расскажите об этом более подробно.

— Музыка помогает преодолевать границы: она становится мостом между разными культурами, народами, потому что язык музыки и чувств — ​универсальный, его понимают многие. Именно поэтому на фестивале проходили творческие мастер-классы. В Евпаторию приехали российские и зарубежные исполнители, потому что нам интересно узнать зарубежные методики, а им — ​наши. Вот, например, солистка из Японии Киоко Ичихаши — ​замечательная пианистка, которая окончила Московскую консерваторию, стала лауреатом многих премий, и Нина Мартинович из Сербии — ​тоже лауреат многих премий. У них совершенно разный стиль игры, разная подача материала, разные интерпретации классики и разные культуры, но играли они российскую, отечественную музыку. И это было мастерское исполнение, зал на открытии просто бравировал.

Также мы привлекли к фестивалю многие организации. Предложили детям из Евпаторийской детской школы искусств нарисовать рисунки для приезжих исполнителей, а мастерам изготовить сувениры на память о фестивале. Крымская госфилармония помогала нам во всем, выполняя даже не свойственные ей функции. Включались в работу все, волонтеры и обычные люди, независимо от того, какие должности они занимают. Огромная благодарность администрации городского театра имени А.С. Пушкина за понимание и совместную работу.

— Ольга Николаевна, готова ли, на ваш взгляд, Евпатория выступать в качестве площадки для проведения подобных фестивалей?

— Вы знаете, было очень трудно по совокупности причин. Если бы не поддержка республиканских властей и филармонии, Евпатория бы сама не справилась. Городу нужно укрепить инфраструктуру. Но сооружение сцены на 120 человек, доставка инструментов для оркестра красноречиво подтверждают, что люди готовы работать на общую идею. Хочу приехать в Евпаторию лет через пять и увидеть здесь отдельное здание филармонии. отреставрированный театр. И я хочу верить, что так и будет, потому что уже еду в Крым по прекрасной дороге, вижу, как меняется полуостров, как улыбаются здесь люди, как жизнь в Крыму становится благополучнее и интереснее с каждым годом. Если каждый сделает что-то для своего города, — ​развитие неизбежно. Мы, кстати, провели круглый стол в рамках фестиваля, и тема его как раз была с этим связана: как в национальном проекте «Культура» учитывается возможность отношения к культуре как к ресурсу развития территории. В режиме вебинара, который помогло организовать Минкультуры Республики Крым, к обсуждению подключились около 30 регионов нашей страны. Всех волнует эта тема.

На мероприятии состоялась презентация нескольких книг и монографий. Мне кажется, что экспертный круглый стол показал, как воспринимают другие территории такие проекты, где были недоработки и в чем сложности. Отмечу, что все коллективы и солисты, которые приехали в Евпаторию, больше всего хотят выступать на открытых площадках города. Таких площадок здесь не так много, но они есть: в парке им. В.И. Ленина, у ротонд, на Соборной площади, в Караимских кенассах — ​уникальном памятнике архитектуры XIX века. Коллективы сами выразили большое желание идти туда выступать. Ведь традиция уличного выступления, когда тебя слушают проходящие мимо люди, останавливаются, прислушиваются, сопереживают и аплодируют тебе, а ты делишься с ними своим талантом, живет в каждом музыканте.

Также не могу не отметить, что многое зависит от вас самих. Станет ли фестиваль кочующим или укрепится в Евпатории, чем привлечет множество туристов, — ​вопрос времени и средств. К слову, министр культуры РК Арина Новосельская уже назвала этот фестиваль стартовым мероприятием нового творческого движения «Крымские сезоны искусств». Это будет целая программа по продвижению классического искусства разных форматов в Республике Крым.

В следующем номере «ЕЗ» читайте эксклюзивное интервью с  автором проекта «Фестиваль молодежных симфонических оркестров «Еврооркестрия — Крым», лауреатом Государственной премии АР Крым в номинации «Музыка и исполнительское мастерство», заслуженным работником культуры Республики Крым, преподавателем Евпаторийской детской школы искусств с двадцатилетним стажем Светланой Остапенко. Она расскажет об основных идеях проекта, об увлекательном пути достижения цели и об искусстве в целом.

Беседовала Елена ФИЛАТОВА.

Фото автора.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 27(19374) от 19.07.2019 г.