Культурный прорыв: через тернии — к звездам

В прошлом номере «ЕЗ» рассказала о фестивале молодежных симфонических оркестров «Еврооркестрия — Крым», который прошел в нашем городе с 6 по 10 июля и стал без преувеличения культурным прорывом не только для Евпатории, но и для всего Крыма и России. Тогда же газета анонсировала интервью с руководителем проекта Ольгой Астафьевой о длинном пути фестиваля: от рождения замечательной идеи до получения президентского гранта и успешной реализации уникального проекта. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей эту беседу.

Итак, знакомьтесь: Ольга АСТАФЬЕВА — руководитель проекта «Фестиваль молодежных симфонических оркестров «Еврооркестрия — ​Крым», директор научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» Института государственной службы и управления (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (РАНХиГС), доктор философских наук, профессор ИГСУ РАНХиГС.

Возглавляемый нашей собеседницей научно-образовательный центр не только один из организаторов фестиваля, но и, прежде всего, интеллектуальная и творческая составляющая проекта. Напомним, что фестиваль «Еврооркестрия — ​Крым», направленный на укрепление культурных связей талантливой молодежи, интеграцию региональных и национальных проектов и программ с целью формирования единого социокультурного пространства, поддержан грантом Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества (направление «Поддержка проектов в области культуры и искусства»). В разговоре с корреспондентом «ЕЗ» Ольга Астафьева рассказала, насколько сложный путь становления фестиваля прошли его участники и организаторы, как много сил, любви и энергии вложили они в воплощение своего замысла для того, чтобы каждый смог прикоснуться к прекрасному — ​искусству живой музыки.

— Ольга Николаевна, как зарождался этот проект? Как появилась сама идея «Еврооркестрии»?

— Любой проект начинается с появления какой-нибудь важной идеи. Вдохновленные ею люди уверены, что, решив всего пару вопросов, они сразу продвинутся на вершину. Так думают все, когда только начинают. А потом проходит огромное количество времени и наступает другой период — ​осознания всей сложности реализации той самой идеи.

Скажу сейчас то, о чем нельзя умолчать, ибо это уже тенденция, а не исключение. Многие проекты рождаются у нас в процессе обучения. Дело в том, что я научный руководитель магистерской программы «Управление в сфере культуры, образования и науки». Эта программа основана на проектном подходе и реализуется в Институте государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службе при Президенте РФ. Она входит в ТОП‑25 глобального рейтинга по показателям 2018 года.

Тут важно отметить, что наши студенты-магистранты приходят учиться к нам будучи уже опытными в той или иной специальности. И основная задача состоит в том, чтобы личный интерес, возможности, навыки, которыми уже обладает человек, совпали с получением новой компетенции проектного мышления, а впоследствии — ​с возможностью «упаковать» свои идеи в проектное предложение.

Итог магистерской диссертации — ​две теоретических и одна практическая главы. Несомненно, весь институт заинтересован в том, чтобы то, что придумано, разработано и защищено «на отлично», в конечном счете было реализовано и работало на практике. И проект, о котором мы сегодня говорим, также рождался из накопленного опыта. Уроженка Евпатории Светлана Остапенко работала с собранным материалом и выдала его в качестве своей модели. Мы защищали этот проект в разных институциях, даже показывали его на первом съезде Ассамблеи народов Евразии. Мы проверяли его нужность и резонанс с другими людьми. И это был длинный путь. Около двух лет прорабатывалась сама идея — ​и стало понятно, что она работает, она интересна, но невероятно сложна в реализации, потому что требует не только крупных финансовых ресурсов, но и человеческих вложений. Мы понимали, что для реализации этого проекта необходимо найти и привлечь творческих детей, причем это должны быть уже профессионалы, занимающиеся музыкой. Далее следовал отбор участников, объединение их в единый коллектив, совместные репетиции.

— Как вам удалось превратить идею в проект, получивший президентский грант?

— Это красивая идея из сферы профессионального искусства. Особенно важна она в наше время, когда так необходимо чтить память и традиции. По существу, это школа мастерства. Именно так задумывался проект, который вылился в проектное предложение. Автор проекта Светлана Остапенко совместно с некоммерческой организацией — Детским благотворительным фондом «А РТ Фе  стиваль — ​Роза ветров» подали заявку на получение президентского гранта, и среди огромного массива заявок именно она была отмечена экспертами. Первое, на что они обратили внимание, — ​это сама идея, серьезность постановки, возможность повлиять на процессы подготовки музыкальных кадров. Второе, но не менее важное — ​опыт работы в проекте творческого коллектива, в состав которого вошли профессионалы. Опыт работы в проекте — ​это самое основное, это стопроцентное погружение в общее дело и беззаветное служение ему. Ведь не случайно президентский грант выделяется на развитие гражданского общества по направлению «Поддержка проектов в области культуры и искусства». Это и есть поддержка инициатив. Такие проекты должны быть всегда социально ориентированными, ведь для того, чтобы развитие культуры не ослабевало, она должна постоянно находиться в стадии обмена.

— А как много времени ушло на воплощение вашего замысла в жизнь?

— Между получением гранта и реализацией проекта прошел целый год. Здесь самое главное, чтобы была хорошая слаженная команда. В проектном мышлении все гда существует несколько этапов: зарождение идеи, ее оформление, образование команды, реализация и т.д. При этом в команду было важно собрать людей, обладающих разными компетенциями.  И нам это удалось. Далее мы нашли организаторов: Министерство культуры Республики Крым, научно-образовательный центр «Гражданское общество и социальные коммуникации» Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (именно там была сформирована магистерская программа и появилась коллективная заинтересованность студентов, выпускников и преподавателей института в реализации этого проекта) и ФГБУК «Центр культурных стратегий и проектного управления» (Роскультпроект), который помог вывести проект на межрегиональный уровень. В качестве партнеров мы привлекли, прежде всего, комитет по вопросам охраны культурного наследия Госсовета Республики Крым, представителей органов власти муниципального образования городской округ Евпатория (особенно хотелось бы отметить заинтересованность в проекте и готовность помочь со стороны главы города Олеси Харитоненко), управление культуры и межнациональных отношений евпаторийской горадминистрации; общероссийскую общественную организацию «Ассамблея народов России» и Международный союз неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии», Фонд поддержки и развития отечественной культуры, театрального искусства «МТФ «Русская классика», Детский благотворительный фонд «АРТ Фестиваль — ​Роза ветров», Крымский институт культуры, искусств и туризма (КУКИиТ), Московское научно-образовательное культурологическое общество, Крымскую государственную филармонию, Симферопольское музыкальное училище, Евпаторийскую детскую школу искусств. Такая поддержка сыграла очень важную роль в организации фестиваля молодежных симфонических оркестров «Еврооркестрия — ​Крым».

— Расскажите, как проходил отбор музыкантов для участия в фестивале?

— Тысячи заявок были размещены на интернет-ресурсах. Члены оргкомитета отобрали 400 человек, которые стали лауреатами первого этапа конкурса. Затем из четырехсот лучших музыкантов эксперты выбрали сто двадцать ребят, которых в кульминации события объединили в межнациональный симфонический оркестр. Не могу не сказать о сложных, по сути «полифонических» поисках. Жюри ломало себе голову, кого выбрать: дуэт скрипачей из Бахчисарая или ансамбль виолончелистов. Ведь оркестр должен звучать гармонично и с балансировано.

После того как закончился отбор, началась работа с коллективами: все ли смогут исполнить необходимый репертуар, кого пригласить солистами. Кроме того, нужно было разослать им партитуры, чтоб они начали работать. А ведь в состав сводного оркестра вошли музыканты из Москвы, Красноярского края, Республики Хакасия, Республики Удмуртия, Республики Крым, Пензы, Калуги, Екатеринбурга, Белгорода, Магнитогорска.

— И как же вам удалось объединить музыкальное мастерство ребят из разных уголков России и Крыма в одном оркестре?

— Одно дело, когда работа коллектива уже слаженная, а совсем другое — ​соединить людей и сложить коллектив, достичь единого звучания, выдать итоговый продукт. Только с помощью дирижеров — ​высокопрофессиональных музыкантов можно этого достичь. Предложения были разные. И тут один из важнейших критериев отбора — ​не только личное участие в проекте и готовность к полному погружению в него, но и желание делиться своим опытом, образовательным, исполнительским мастерством бескорыстно, основываясь исключительно на гражданском самосознании, ведь такая работа не оплачивается. По результатам отбора мы пригласили четырех именитых дирижеров: заслуженного артиста России Владимира Рыжаева, лауреатов международных конкурсов Владимира Заводиленко и Глеба Степанова, заслуженного деятеля искусств Республики Крым Дениса Карлова. Это хороший состав, потому что они совершенно разные по своему стилю и репертуарному предпочтению. В дни подготовки к фестивалю, например, все дирижеры вышли на репетицию, которая продолжалась пять часов. Именно они работали с детьми — ​собирали сводный оркестр.

— Как вы считаете, у них это получилось?

— Безусловно. Разнообразие музыкальной программы симфонического оркестра на финальном гала-концерте не оставило равнодушным никого. На сцене были мастера такого уровня, которым по плечу все шедевры. Исполнение симфоний — ​это именно то, что показывает уровень мастерства любого оркестра. Прозвучавший на закрытии технически сложный финал Четвертой симфонии Чайковского — ​показатель того, насколько дети, проработавшие в сводном оркестре всего четыре дня, смогли проникнуться общим звучанием и достичь качества.

Нельзя не сказать и о том, что дети жили в оздоровительном лагере имени Ю.А. Гагарина в обычных условиях, общались с другими отдыхающими детьми, рассказывали им о проекте. И хочется особо отметить, что дети из нескольких отрядов приходили на репетиции к ребятам-музыкантам, чтобы послушать их исполнение. Для них это был урок искусства, потому что высидеть пятичасовую репетицию (конечно, с перерывами) сложно, а они сидели и слушали. Именно так рождается творчество и так зарождается любовь к искусству.

— Одна из идей фестиваля — ​межкультурная коммуникация. Расскажите об этом более подробно.

— Музыка помогает преодолевать границы: она становится мостом между разными культурами, народами, потому что язык музыки и чувств — ​универсальный, его понимают многие. Именно поэтому на фестивале проходили творческие мастер-классы. В Евпаторию приехали российские и зарубежные исполнители, потому что нам интересно узнать зарубежные методики, а им — ​наши. Вот, например, солистка из Японии Киоко Ичихаши — ​замечательная пианистка, которая окончила Московскую консерваторию, стала лауреатом многих премий, и Нина Мартинович из Сербии — ​тоже лауреат многих премий. У них совершенно разный стиль игры, разная подача материала, разные интерпретации классики и разные культуры, но играли они российскую, отечественную музыку. И это было мастерское исполнение, зал на открытии просто бравировал.

Также мы привлекли к фестивалю многие организации. Предложили детям из Евпаторийской детской школы искусств нарисовать рисунки для приезжих исполнителей, а мастерам изготовить сувениры на память о фестивале. Крымская госфилармония помогала нам во всем, выполняя даже не свойственные ей функции. Включались в работу все, волонтеры и обычные люди, независимо от того, какие должности они занимают. Огромная благодарность администрации городского театра имени А.С. Пушкина за понимание и совместную работу.

— Ольга Николаевна, готова ли, на ваш взгляд, Евпатория выступать в качестве площадки для проведения подобных фестивалей?

— Вы знаете, было очень трудно по совокупности причин. Если бы не поддержка республиканских властей и филармонии, Евпатория бы сама не справилась. Городу нужно укрепить инфраструктуру. Но сооружение сцены на 120 человек, доставка инструментов для оркестра красноречиво подтверждают, что люди готовы работать на общую идею. Хочу приехать в Евпаторию лет через пять и увидеть здесь отдельное здание филармонии. отреставрированный театр. И я хочу верить, что так и будет, потому что уже еду в Крым по прекрасной дороге, вижу, как меняется полуостров, как улыбаются здесь люди, как жизнь в Крыму становится благополучнее и интереснее с каждым годом. Если каждый сделает что-то для своего города, — ​развитие неизбежно. Мы, кстати, провели круглый стол в рамках фестиваля, и тема его как раз была с этим связана: как в национальном проекте «Культура» учитывается возможность отношения к культуре как к ресурсу развития территории. В режиме вебинара, который помогло организовать Минкультуры Республики Крым, к обсуждению подключились около 30 регионов нашей страны. Всех волнует эта тема.

На мероприятии состоялась презентация нескольких книг и монографий. Мне кажется, что экспертный круглый стол показал, как воспринимают другие территории такие проекты, где были недоработки и в чем сложности. Отмечу, что все коллективы и солисты, которые приехали в Евпаторию, больше всего хотят выступать на открытых площадках города. Таких площадок здесь не так много, но они есть: в парке им. В.И. Ленина, у ротонд, на Соборной площади, в Караимских кенассах — ​уникальном памятнике архитектуры XIX века. Коллективы сами выразили большое желание идти туда выступать. Ведь традиция уличного выступления, когда тебя слушают проходящие мимо люди, останавливаются, прислушиваются, сопереживают и аплодируют тебе, а ты делишься с ними своим талантом, живет в каждом музыканте.

Также не могу не отметить, что многое зависит от вас самих. Станет ли фестиваль кочующим или укрепится в Евпатории, чем привлечет множество туристов, — ​вопрос времени и средств. К слову, министр культуры РК Арина Новосельская уже назвала этот фестиваль стартовым мероприятием нового творческого движения «Крымские сезоны искусств». Это будет целая программа по продвижению классического искусства разных форматов в Республике Крым.

В следующем номере «ЕЗ» читайте эксклюзивное интервью с  автором проекта «Фестиваль молодежных симфонических оркестров «Еврооркестрия — Крым», лауреатом Государственной премии АР Крым в номинации «Музыка и исполнительское мастерство», заслуженным работником культуры Республики Крым, преподавателем Евпаторийской детской школы искусств с двадцатилетним стажем Светланой Остапенко. Она расскажет об основных идеях проекта, об увлекательном пути достижения цели и об искусстве в целом.

Беседовала Елена ФИЛАТОВА.

Фото автора.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 27(19374) от 19.07.2019 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей