Евпаторийская здравница :: Новости » Люди твои, Евпатория » Виктор АРИХИН: «Как можно быть несчастливым в шестьдесят?!»
RSS-лента Евпаторийская здравница
  Главная  •    Новости  •    Важно  •    Реклама  •    Редакция  •    Архив номеров  •    Спецвыпуски
Евпаторийская здравница ВКонтактеЕвпаторийская здравница FacebookЕвпаторийская здравница в Одноклассниках
 

Виктор АРИХИН: «Как можно быть несчастливым в шестьдесят?!»

Арихину — шестьдесят! День рождения создателя легендарного театра на ходулях «Шоу великанов» по иронии судьбы совпадает с Международным днем театра, который с начала 60-х ежегодно отмечается 27 марта. Как все творческие люди, Виктор Васильевич вовсе не прост, но достаточно ясен. И в повседневном общении, и в работе. Кто бы что ни говорил, Арихин — великий. Как минимум в Крыму. Именно он (не в обиду его предшественникам) как директор городского Центра досуга сумел на рубеже веков из убитого советского Дома культуры, затерявшегося, казалось бы, в безвременье 90-х, создать центр притяжения яркой творческой молодежи. Под его художественным руководством танцевальный ансамбль «Евпатория» и шоу-балет «А‑7» достойно представляли город далеко за границами незалежной, в состав которой тогда входил Крым.

В середине нулевых он, открытый творческим экспериментам, создал в Евпатории театр живой статуи, а потом — файер-шоу. На арихинских ходулях в город ворвались новые праздники, а с ними — высокая во всех смыслах культура уличных театрализованных действ.

В канун юбилея карнавальных дел мастер и директор городского Центра культуры и досуга рассказал «ЕЗ» о счастье, самодеятельности и, конечно же, о ходулях.


Тридцать шесть лет в самодеятельности

— Сорокалетний Иосиф Бродский признавался: «Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую солидарность. Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность». Вам, подошедшему к 60-летнему рубежу, есть что сказать о жизни?

— Что можно еще сказать после Бродского (смеется)? Только процитировать строки о благодарности: за то, что прожил эти годы. Это немалый возраст. Я даже подумал как-то, что это уже больше половины жизни, сто пудов. Если в 50 еще говорят красиво: половина жизни, что-то желают… Спасибо Боженьке, семье, жене, что эти годы были пройдены и прожиты интересно.

— Вы учились профессионально тому, чтобы танцевать и ставить народные танцы, но Олимпа в профессии достигли как яркий менеджер в сфере художественной культуры, прежде всего уличной.

— Из сорока трудовых лет тридцать шесть я профессионально занимаюсь самодеятельностью. Четыре года я работал артистом балета: по два года в армии и в Марийской филармонии. После этого я стал заниматься самодеятельным народным творчеством. Это не значит, что речь идет исключительно о фольклоре: просто это самодеятельные творческие коллективы. У меня были очень хорошие педагоги, которые обучали нас и народным, и классическим танцам. Мы впитали очень высокий профессиональный уровень народного творчества — ​высокого народного искусства, как хор имени Пятницкого или ансамбль Игоря Моисеева, высшего пилотажа в народном творчестве.

— Но каково это — ​на пальцах объяснять профанам с полуслова понятные профессионалу вещи?

— Я человек тщеславный, и мне всегда казалось, что в самодеятельности добиться успехов даже проще, чем в профессиональной творческой деятельности. Для меня всегда было важно поднять тот или иной коллектив на хороший уровень. То есть чтобы его пригласили за рубеж потому, что он там интересен. Но, хотя сам процесс этот увлекательный, творческий, надо помнить и об участии артистов в жизни города и Крыма. Еще одним показателем успешности народного коллектива для меня всегда было участие в правительственных концертах в республике. Эти два критерия меня мотивировали, стимулировали.


От ходулей к уличной культуре

— На протяжении 18 лет вы руководите городским центром культуры и досуга. Можно без преувеличения сказать, что именно вы на заре столетия вывели это учреждение из мрака творческого забвения.

— В этом году Евпаторийскому дому культуры, правопреемником которого стал центр культуры и досуга, — ​семьдесят лет. За эти 70 лет здание никогда не было уютным (с нормальным залом, вестибюлем, фойе, гримерками, гардеробом, современной сценой) и не ремонтировалось. Но, несмотря на столь суровые условия, с 2001 года нам удалось создать десяток ярких самобытных творческих коллективов. Нам удалось с командой работников центра и творческими коллективами добиться определенных успехов и значительную работу проводить на улицах и площадях города. Центр досуга сегодня — ​это творческие коллективы, которые выступают везде кроме самого центра. По крайней мере, последние пять лет.

— Максимум репетиционная база для этих коллективов?

— Да. Но нас радует, что подготовлена проектно-сметная документация по проведению ремонта здания. Спасибо двум женщинам: главе Евпатории Олесе Викторовне Харитоненко и министру культуры Крыма Арине Вадимовне Новосельской. Это реальное внимание двух важных женщин и, конечно, главы городской администрации Андрея Филонова. Мы надеемся, что нам посчастливится-таки поработать в достойном помещении городского Центра культуры, где будет хорошая сцена, удобный зал, гардероб. Верю, мы на пороге нового этапа в культурной жизни города.

— Ходули, с которыми вас почти двадцать лет назад познакомили немецкие друзья из побратимского Людвигсбурга, сильно повлияли на развитие культуры в Евпатории?

— Ходули породили и развили в городе уличную культуру. Немцы дали сами ходули, благодаря которым мы стали расширяться и заняли улицу. Традиционные формы, вокальные и танцевальные коллективы, которым, по сути, уже тогда было негде выступать, такого импульса не дали бы, поскольку не было хорошего помещения для выступлений. Благодаря ходулям мы стали проводить карнавальные шествия. Со временем в городе появились праздники: и Масленица, и новогодний праздник Дедов Морозов, и День курортника. Когда отмечался вековой юбилей Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже, мы впервые провели фестиваль классики в формате open air. Нет здания, поэтому заняли улицу, город тогда купил тысячу стульев, из которых на Театральной площади выстраивали зрительные ряды. У нас появился еще один концертный зал на открытом воздухе. А потом нас стали приглашать на престижные мероприятия в Москву и другие крупные города. Но мы до сих пор фактически живем на улице и ждем свой зал.


Живые статуи и файер-шоу

— Неужели улица, принесшая вам и вашим коллегам столько творческих успехов, надоела?

— Мы настолько соскучились по залу!.. Но при этом хочется развивать уличные проекты. Всколыхнули ходулисты наши улицы! В этом ничего выдающегося нет. Но с тех пор мы стараемся проводить как можно больше уличных мероприятий, иначе нам просто зарплату перестанут платить (улыбается). А будет у нас полноценный зал — ​тогда мы займемся вплотную так называемой клубной работой. Очень хочу к ней приступить как можно скорее, поскольку двадцать лет нет в городе интересных клубных мероприятий.

— Когда вы, профессиональный хореограф, переключились на ходули, было ли это для вас своего рода авантюрой?

— Я, наверное, года два толком не знал, что с ними делать. Делать фантастические костюмы и устраивать, как коллеги в Людвигсбурге, шествия мы не могли из-за отсутствия тогда возможности сшить красивые костюмы. Мы почему назвались «Театром на ходулях»? Думали, что будем развиваться в направлении театрализованных костюмированных действий, я даже думал пригласить режиссера, чтобы Шекспира на площади поставить. Но этого не случилось, потому что не было ни мастерских, ни художника по костюмам. И поэтому мы перешли на танцы. Но с появлением художника по костюмам мы смогли сказать свое слово и в костюмированных шествиях. Потом стали использовать костюмы, в которых удобно двигаться. Лучше наших ходулистов в этом плане я нигде не видел. К примеру, в Краснодаре много артистов на ходулях с цирковым багажом: каждый — ​жонглер, факир, эксцентрик и так далее…

— Но наши — ​танцуют! Да как!

— Да! Мы стали развиваться благодаря хореографическим композициям, мне это ближе. Мне даже звонили из Нидерландов, из всемирно известного театра на ходулях Pavana, приглашали приехать к ним и дать мастер-класс ходьбы. Я тогда лежал в больнице. Но в Интернете ответил на приглашение коллег, написав, что нет никаких секретов: у нас сложилось, что дети, когда встают в восемь-девять лет на ходули, до тринадцати-четырнадцати лет на них фактически вырастают. И естественно, они уверенные, пластичные, подвижные. Пять лет надо ходить — ​вот и весь секрет.

— Вы — ​счастливый человек?

— Счастье — ​это моя семья, внуки, работа любимая. У меня нет особых запросов. По работе я побывал в тех местах, куда когда-то мечтал попасть. Я здоров, вижу, дышу, хожу, работаю. Внуки и дети радуют, жена со мной всегда любимая. Как можно быть несчастливым в шестьдесят?!

Беседовал Василий АКУЛОВ.

Фото автора.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 12(19359) от 29.03.2019 г.




 


 



Актуальные новости


График плановых отключений на июнь 2019 г.

Уважаемые жители городского округа Евпатория! ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом...

Детский карнавал в Евпатории: Город, где правят дети

1 и 2 июня Евпатория превратится в столицу детства. Здесь каждый ребенок сможет найти себе занятие по душе.

Уважаемые евпаторийцы!

26 мая 2019 года состоится Единый день предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии «ЕДИНАЯ...

График плановых отключений на май 2019 г. (обновлено 07.05.2019 г.)

Уважаемые жители городского округа Евпатория! ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом...

График отключений подачи горячей воды потребителям

В связи с окончанием отопительного периода филиал ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Евпатория проведет остановку работы котельных...






Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

Cовет министров Республики Крым

Российская общественная инициатива



Рубрики новостей