С небес – на землю… и – обратно

Если евпаториец - имя, то знай, чем гордятся жители Крыма!

В понедельник на весенних каникулах юные журналисты эколого-биологического центра Евпатории начали традиционный «рейд» по самым интересным и важным  местам города с посещения ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО предприятия – авиаремонтного завода

Предприятие ГУП РК «ЕАРЗ» - это часть истории нашего города (не только курорта-здравницы-центра туризма, но и передовой промышленности). Авиаремонтное предприятие возникло еще в 1926 году, восстановило свою работу в Евпатории сразу после освобождения от фашистов в 1944-ом, оказавшись в центре города, с улицы Дмитрия Ульянова (на этом месте теперь торговый центр и многоэтажки) переехал на восточную окраину и стал сердцем отдельного авиагородка…

Наше предприятие стало первым военным заводом во времена СССР, который получил право ремонтировать гражданские самолеты. В Евпатории долгие десятилетия «существовала профессия» летчик-испытатель – и все рабочие знали, что от их результата труда зависит жизнь не просто людей, а их товарищей по коллективу. В месяц на нашем заводе ремонтировали ПЯТЬ крылатых машин – они прилетали на «санаторную реабилитацию» со всех концов страны, от Архангельска до Владивостока. Сейчас все горожане знают о том, что «курорт для  авиатехники» успешно действует? Директор ГУП РК «ЕАРЗ» Сергей Тимофеевич Отрышко и весь коллектив завода (это более двухсот человек) поднимают на крыло машины ВКС (Воздушно-космических сил). Один Су-25 уже готов продолжать службу в небе – его увидели во время экскурсии на завод юные репортеры…

Журналисты-экологи уверены, что все школьники города обязательно должны «прикоснуться» к «небесной истории» АЭРО-Евпатории, ведь, попасть на экскурсию детям несложно – а с удивительным экскурсоводом (ветераном, за плечами которого полвека работы на ЕАРЗ, Анатолием Аркадьевичем Селивановым) обойти музей, ангар, поле с самолетами, это очень полезно и интересно!

Анатолий Аркадьевич – уже сам часть истории завода. Юнкоры не удивились, увидев материал о лучшем механике по ремонту приборов с его портретом на стенде в музее завода – в салоне настоящего самолета (стенд был посвящен достижениям коллектива в семидесятые годы двадцатого века).

У Анатолия Аркадьевича удивительная для Евпатории профессия – «дефектовщик авиатехники». Все школьники задумывались, зачем им учить математику, физику, ведь в городе трудятся в санаториях и на предприятиях торговли,… но это – совсем не так! Городу требуются инженеры-механики, инженеры-технологи, инженеры-конструкторы и квалифицированные рабочие «промышленных» специальностей. С каким уважением во время интервью с представителем целой династии «авиазаводчан» Максим Викторович Махнаков рассказывал экскурсантам о мастере-токаре завода по фамилии Ховалкин! Таких рабочих – гарантов безопасных полетов крылатых машин в Евпатории много.

Чтобы вернуть в небо самолеты Су, Як, ИЛ и других типов, нужно очень много знать – сразу после школьной скамьи делать на заводе нечего, нужно получить настоящую мужскую профессию авиаремонтника в колледже (техникуме). Почти двадцать процентов работников завода – сакчане, но большинство – евпаторийцы. Так сложилось исторически – и история семьи нашего собеседника Махнакова может служить примером традиций. Дедушка его – Матев Степан Иванович, бабушка – Кучер Валентина Петровна, пришли на завод очень давно, отец – Махнаков Виктор Иванович, трудился здесь почти пятьдесят лет, работала на ЕАРЗ и мама – Татьяна Степановна, продолжатель рабочей династии – Максим Викторович…

Он сопровождал группу юных журналистов и в действующем цеху завода – там герои сирийского неба получают «новую летную жизнь», это легендарные самолеты Су («сушки»). Они выглядят как наконечники стрел – грозные и летящие к цели неотвратимо. Оказалось, что, даже находясь «вплотную» к боевому самолету, обычный школьник не может понять, «чем он стреляет». Тем более впечатляет возможность оказаться в кабине самолета, который ранее перевозил на расстояние в 1250 километров без дозаправки 36 пассажиров (или взвод десантников) -  посидеть на месте командира экипажа Ил-14, в кресле штурмана…

Все тайны, открывшиеся экскурсантам, перечислить в одной заметке невозможно – рекомендуем всем самим пойти, послушать, потрогать и посмотреть. Но нельзя за несколько дней до юбилея (ТРИНАДЦАТОГО апреля 2019 года исполнится 75 лет со дня освобождения Евпатории от захватчиков во время Великой Отечественной войны) не обратить внимание на исторический факт – после работы завода в эвакуации, предприятие вернулось на крымскую родную для себя землю, чтобы отправлять в небо бить фашистов самолеты типов Аэрокобра, Лавочкина, Каталина и других «железных птиц». В 2014 году (19 марта, на СЛЕДУЮЩИЙ день после восемнадцатого!!!) Евпаторийский авиаремонтный завод  вошел в сферу Министерства обороны Российской Федерации, а теперь мы увидели на стапелях ангара в окружении бригады ремонтников четыре боевых единицы ВКС – история завода заполняет новые страницы достижениями евпаторийских рабочих и инженеров. Евпатория – город самолетостроения, в этом убедились юные журналисты Эколого-биологического центра.

Маргарита КУДРЯШОВА (МБОУ СШ №13), Илья ПОЖЕНЬКО (ЕУВК «Интеграл»), «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории

Фото Екатерины Балетинских, Дианы Бабаян, юнкоров-экологов, А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров»






Актуальные новости


График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей