Евпатория. Крымский прорыв

Подводя итоги первых пяти лет со дня воссоединения Крыма с Россией, архитектор Алексей КОМОВ называет результаты благоустройства Евпатории крымским прорывом. Какие были предпосылки для такого прогресса, чем это полезно для региона и для всей страны и почему наш город должен стать архитектурной столицей полуострова, он рассказал в интервью корреспонденту «ЕЗ».


Архитектура прямого действия и быстрые победы 

— Алексей Олегович, когда вы пришли на должность главного архитектора Евпатории, а потом получили статус советника, город как раз переходил в новое законодательное поле. Не было ни генплана, ни множества других документов, зато были проблемы, копившиеся годами. Масштабная несанкционированная торговля, например. Тем не менее, в условиях дефицита средств вам удалось преобразить сначала набережную им. Горького, а потом и другие территории, и задать вектор развития города на годы.

— ​Город, как всегда, нужно было готовить к сезону. И задача была, с одной стороны, снести разросшиеся шалманы и палатки (прежде всего — ​в курортной зоне), а с другой — ​предложить альтернативу, которая не даст оставить людей без работы и средств к существованию, но заявит новый стиль и метод работы с городской средой. Были приняты Правила благоустройства, и это единственное, что мог предпринять город в отсутствие генплана. И туда планомерно «вшивались» различные положения и регламенты. Так была разработана линейка архетипов торговых павильонов и малых архитектурных форм «городского стиля». Многим тогда казалось это невозможным, а сегодня стало привычным. То же благоустройство пляжей в едином стиле также делалось за счет внутренней модернизации.

— Термин «быстрые победы» появился как раз во время этого процесса?

— Да, как раз на основе нашего евпаторийского опыта, связанного с разработкой архетипов, благоустройством, «упаковкой» городского бизнеса, КБ Strelka придумала такой термин. Быстрые победы — ​это выработка оптимальных решений, которые позволяют городу и его жителям в текущих экономических условиях, здесь и сейчас, не просто существовать, но и развиваться. На основе крымского опыта мы сделали учебник для мэров по разным видам и типам «упаковки» городской среды — ​начиная от сувенирных киосков, летних площадок, пляжей до нестационарных построек по торговле бахчевыми. Называется это пособие «Горкон» — ​городской конструктор. Оказалось, что методы тактической урбанистики не просто в локальном тренде, но и в мировом!

— Приятно думать, что этот опыт может быть полезен для многих городов страны. А каковы главные критерии устойчивого пространственного развития территории? Что позволит нам и дальше уверенно двигаться вперед?

— Говорю как архитектор. Для меня критериев три, для устойчивого архитектурного развития территории. Первый — ​наличие окологосударственной проектной структуры, способной модерировать и адаптировать задачи для территорий. В Крыму таким проектным институтом раньше был КрымНИИпроект, с филиалами в городах региона, способный на местах решать задачи, учитывая особенности каждого населенного пункта. Отсутствие такой общекрымской структуры сегодня большая беда. Второй критерий — ​образовательная база. Можно приглашать специалистов из других регионов, а можно выучить своих. В Симферополе есть НАПКС. Но это разговор не только о высшем образовании, но и о профессионально-техническом. Если зайти в рядовой строительный техникум и посмотреть, в каком состоянии здания и его помещения — ​с кривыми, косыми стенами и осыпающимся потолком, — ​то можно уже представить себе, как будут строить специалисты, которые оттуда выйдут. На это нужно тоже обращать внимание! Третья составляющая — ​профсоюзная. Она может отстаивать права как коллективов, так и отдельных их участников, формируя актуальную повестку и для власти в том числе. Эту функцию как раз выполняет Союз архитекторов Крыма и его неформальное «боевое крыло» в лице Союза молодых архитекторов Крыма (СМАК) — ​несмотря на очень серьезные испытания и отток молодежи.


Кадровый голод и здоровые амбиции

— Куда же подевалась молодежь?

— Воссоединение Крыма с Россией в определенном смысле вымыло трудовые кадры, дав им прямую дорогу в огромную страну с разными возможностями. С одной стороны, это хорошо: молодежь получила своеобразный карт-бланш на личное развитие, с другой — ​Крыму сейчас как никогда необходим постоянный корпус специалистов.

— Что делать, чтобы они остались? Что их удержит?

— ​Зажженность, вовлеченность и заинтересованность. Это связано не только с финансовым благополучием. Ведь если проанализировать, с момента возвращения Крыма в родную гавань его развитием, в том числе и в области урбанистики, пытались заниматься разные гости с материка, но многие и многие из них обожглись и решили: лучше я поеду, например, в Тулу, там поспокойнее. Остаются только фанаты своего дела «с крымскими корнями». Конгломерат настоящих патриотов, которые не просто флагами машут, а реально преданы своему ремеслу и мечте. Которые видят картину будущего и делают свое дело каждый день, вовлекая как можно больше людей в процессы. Это вопрос не только образования, но и просвещения, безусловно.

— Помню, слышала в одном разговоре: если нужны данные по Евпатории, звоните Комову. Вас знают не только как патриота Крыма, но и как человека, который, сформулировав евпаторийский стиль в разных его ипостасях, использовал его как инструмент и масштабировал его применение. Ведь ваши разработки существуют уже вне вас.

— Да, уже вне меня. Это уже вошло в историю и стало инструментом для научных работ. Как выяснилось, на основе наших материалов, моего опыта вышли путеводители, написано много трудов — ​историко-культурных, искусствоведческих, научно-прикладных.

— Подводя итоги пятилетия возвращения в Россию, вы назвали Евпаторию крымским прорывом…

— Когда я говорю о прорыве, то связываю его, прежде всего, с имиджем города, его «новым образом» на основе его глубочайших традиций. Прорыв Евпатории исчисляется и в количестве людей, которые сюда приехали и полностью поменяли представление о городе: здесь происходят события, здесь уникальная история, здесь не просто «бутылка-койка-море», здесь — ​интересно и вдохновляюще! Это одна составляющая прорыва. А вторая в том, что удалось навести порядок, Евпатория — ​самый чистый город, а ведь на уровне технологий это непросто… Евпатория — ​единственный город, который привел себя к единому стилю благоустройства  в том числе. Причем в достаточно короткий срок — ​благодаря воле руководства муниципалитета. Я всегда говорю: деньги идут туда, где их могут принять, где есть подлинный креатив. И опыт города, в котором получилось реализовать не один успешный проект, работает на его имидж вовне.

— Но есть и обратная сторона любого прорыва: люди быстро привыкают к хорошему и считают, что так и должно быть.

— Не нужно этого бояться: любой прорыв, любое улучшение приедается, становится привычным. Если проехаться по другим городам полуострова и сравнить показатели их благоустройства с евпаторийскими, то преимущество нашего города будет очевидным. Но без сравнения это, действительно, кажется не таким уж и значительным. Пять лет назад Евпатория сразу амбициозно задала планку. И, конечно, необходимо все время ее не только удерживать, но и поднимать выше. Но сейчас мы уже на следующем этапе формирования городской среды: нужно создавать такие механизмы, которые бы сами себя воспроизводили. И пока мы разрабатываем и вводим их в действие, Евпатория уже стала трендом по благоустройству. Недавно на конференции в Сочи меня расспрашивали: как получилось, что евпаторийцы сами начинают наводить порядок и менять город. Это — ​важный показатель движения к самоуправлению. Город людей, любящих его как свой большой гостеприимный дом. Без любви все тщетно…


От Керкинитиды до космодрома

— Прорыв получился далеко не во всем. Что, на ваш взгляд, тормозит развитие Евпатории и других городов Крыма?

— Абсолютно несбалансированное законодательство. К сожалению, пока федеральные законы не развивают города, а зачастую убивают их. Я говорю о ФЗ 44, ФЗ 223 — ​когда выигрывает тендер не самый лучший проект, а самый дешевый и, как часто бывает, не самый целесообразный. К тому же  у нас разрушена цепочка: концепцию делает один проектировщик, рабочее проектирование — ​другой, экспертизу — ​третий. А уж когда дело доходит до реализации… Плюс различия в украинском и российском законодательствах, добавьте сюда еще юридические акты переходного периода. Весь этот конгломерат дает серьезную пробуксовку. Одним словом — ​десинхронизация. В том числе и в различных целевых программах, созданных разными ведомствами, но реализуемых на одной территории. Поэтому кладем новый асфальт, потом оказывается, что нужно под ним менять трубы. И так далее. Крым — ​это наше общероссийское увеличительное зеркало, где все нестыковки и болячки выявляются многократно. Сейчас мы только пришли к тому, что крымские города получают генпланы. Это хорошо, вот только как они будут реализовываться? Нужны механизмы. Нужно нацеливать систему на то, чтобы в ближайшее время сосредоточиться именно на синхронизации процессов. Это позволит облегчить, ускорить выполнение как текущих, так и дальнейших задач. А их немало: сохранение культурного наследия, например. В этом вопросе, я считаю, необходимо дать Крыму особые права, спецусловия. Много объектов требуют скорейшего вмешательства. Если удастся сделать это на законодательном уровне, это станет крымским прорывом для всей страны.

— Какой вы видите Евпаторию через следующие пять лет?

— Просвещенным открытым городом для всех. Помимо курортной составляющей должна быть еще и образовательная, способная развивать и привлекать «молодую кровь». Главное — ​Евпатория должна постараться стать самодостаточной: люди не будут жить исключительно сезоном. Должны быть лаборатории с современными технологиями, развитая индустрия. Город, в котором жители гордятся тем, что не выживают, а созидают в комфортной среде, куда гости приезжают не только искупаться, а еще и пропитаться особым евпаторийским духом.  Ведь ни в каком другом городе нет такой концентрации смыслов: конфессии, эпохи, ремесла, большой культурный бэкграунд, абсолютно полная палитра архитектурных стилей — ​просто живой музей архитектуры. Здесь можно найти все: от древней Керкинитиды до современного космодрома. Евпатория должна быть архитектурной, культурной столицей Крыма. Это новая планка для города, которая кому-то покажется утопией. Достигнем этого или нет, время покажет, но потенциал и, главное, воля — ​несомненно, есть.

Справка «ЕЗ»

Алексей родился в Москве (1975 г.) в семье известного скульптора Олега Комова. Прадеды по отцовской линии родом из Симферопольского уезда и Евпатории. Окончил МАРХИ (1999 г.). Работал в «Архитектурном бюро АМ» (1995—2009) . С 2009-го руководит собственной мастерской.  Член президиума Союза архитекторов России. Член правления Русского Художественного Союза. Советник по архитектурной политике главы администрации Евпатории. В его портфолио — ​более полусотни реализованных объектов. Он — ​лауреат и участник российских и международных конкурсов: «Зодчество», «Золотое сечение», «Под крышей дома», ArchiWOOD и проч., основатель проекта «Курортоград», посвященного советской архитектурной традиции Крыма, и курса урбанистических практик «Территориум».

Беседовала Наталия ОБРАЗЦОВА.

Фото из архива Алексея КОМОВА.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 10(19357) от 15.03.2019 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей