В трех часах от войны…

Всем поколениям защитников Родины посвящается...

В воскресенье, перед Днем защитника Отечества, 17 февраля 2019 года, юные корреспонденты Эколого-биологического центра Евпатории посетили библиотеку имени Сельвинского (на проспекте Победы,19) и побеседовали с «автомобилистом с якорями в петлицах» — полковником  Борисом  Ивановичем ЛАВРЕНТЬЕВЫМ. Его жизнь отражает судьбу человека, родившегося в Советском Союзе. Внук кавалериста-ЧАПАЕВЦА, сын солдата Великой Отечественной войны (до ранения – водителя «Катюши», с осени 1942 года – дважды тонувший в Ладожском озере шофер грузовика на «Дороге Жизни» в блокадный Ленинград). Борис Иванович – уроженец села в Чувашии, до конца четвертого класса школы не владевший русским языком (только родным чувашским). А в 42 года он уже в звании ПОЛКОВНИКА Вооруженных Сил СССР, ветеран не только Афганистана, но и Египта…

У ребенка из Поволжья остались на всю жизнь добрые воспоминания о родном селе в Чувашии. Мальчик часто слушал разговоры старших, ветеранов Великой Отечественной войны. У папы Бориса Лаврентьева было два ордена Славы, это самый «героический» солдатский орден, его вручали только за подвиг, совершенный лично, в одиночку. А сосед по улице в чувашской глубинке – Герой Советского Союза (он получал доплату – сто советских рублей и очень этим гордился)… Парнишке было, от кого усвоить истину: «Не служил – не мужчина!».

Родители Бори работали в системе ДОСААФ, в армию сельская и городская молодежь шла подготовленная, с профессией радиста, автомобилиста и так далее. И вот мальчик заканчивает четвертый класс и переезжает с семьей (с ними – три сестры нашего собеседника) в Сибирь. Город – первая (со времен Ермака) столица Сибири, Тобольск. За лето (на каникулах), во дворе, на футболе, с новыми приятелями НУЖНО было выучить русский язык и пойти в обычную сибирскую школу!

О таком собеседнике накануне 23 Февраля юные журналисты могли только мечтать. Без помощи заместителя председателя правления городской организации РСВА, «афганца»-комбата Леонида Петровича БУНЕВИЧА такое эксклюзивное интервью организовать бы не удалось!

А встретиться было необходимо. Скоро (13 апреля) будет очень важная дата-юбилей, 75 лет назад войска Второй Гвардейской и 51-ой армии (в их честь названы улицы Евпатории) освободили наш край от фашистских оккупантов (немцев и румын). Три четверти века (это исторический рекорд) над Евпаторией – мирное небо. Стали ли забывать о цене мира горожане, школьная молодежь? На этот вопрос каждый человек отвечает по-своему. Но нельзя забывать о том, что мир – далеко не у всех людей. Уже почти ПЯТЬ лет в Крым приезжают дети Донбасса. На берегу соседнего Азовского моря, в ТРЕХ часах езды от нашего полуострова дети – ровесники юнкоров слышали, видели и чувствовали войну.

Евпаторийские подростки слышали сухой щелчок выстрела лишь как салют, а совсем близко от нас родственники множества крымчан знакомы с грохотом артиллерийской канонады, пулеметного обстрела, бомбежки мирных кварталов городов Луганской и Донецкой областей. Защитники Отечества нужны Родине. Им нужны примеры доблести и мужества. Борис Иванович – один из таких героев.

Его отец, ЛАВРЕНТЬЕВ Иван Андреевич, после переезда в Тобольск жил с семьей почти «на работе». Во дворе стояла учебная досаафовская машина-грузовик. Борис быстро подружился с ровесниками мальчишками и особенно – с сыном военкома Валеркой. Вместе играли в футбол и вскоре русский язык стал своим для мальчика-чуваша. Это, кстати, непросто, взять и выучить другой язык! Например, ВОДА по-чувашски – «шыва», а, скажем, ЛЕС, это «варман»! Ничего похожего нет!

Когда старшая сестра Бориса ушла на репетицию (занималась художественной самодеятельностью), а родители уехали с ночевкой к кому-то в гости, парень отправился «шалить» с Валеркой. Так они оказались в кабине автомашины, а дальше – «как всегда, на слабо!»

Борис от волнения даже русский забыл (как сказать «батя заругает») – и мальчишки поехали. Сначала снесли ворота деревянные, потом и столб не устоял перед напором техники.… К счастью, грузовик остановился – никого из людей (и сестер, которые путались под ногами) не тронули! Позвали на помощь «дядю Петю». Хотя ворота поставили, машину покрасили, а мальчик лег спать пораньше, от взгляда отца «не ускользнули детали». Пришлось близко познакомиться с качеством отцовского солдатского ремня. Наука была – на всю жизнь. Школу (русскую) Борис Лаврентьев закончил с одной четверкой в аттестате. Остальные оценки – пятерки!

После первого опыта работы шофером прошло не очень много времени – оставаясь школьником, Борис Лаврентьев освоил профессию автомобилиста. В 1968 году выпускник школы поехал на Дальний Восток, в город Уссурийск, поступил в военное училище (это было время, когда курсант по окончании учебного заведения получал звание ЛЕЙТЕНАНТ, но оставался техником, а не становился инженером). После первого курса Бориса Ивановича ожидало боевое крещение – в 1969 году (в марте) произошли трагические события на острове Даманском.

С этим клочком земли все было не так. Назвали остров на реке Уссури именем погибшего в этих местах русского инженера-железнодорожника Станислава Даманского (поляка по национальности). Потом по реке Уссури установили границу с Китаем. Когда с Китаем была дружба, остров «не поделили» - китайцы считали его своим. Всегда на маленький островок ездили граждане Китая, заготавливали там ивовые ветки для плетения разных вещей. Обычно иностранцы в установленное время уходили на лодках на свой берег.… В 1969 году между странами были очень плохие отношения. На острове этот нарыв лопнул. Произошел конфликт, пролилась кровь. На высотах находились автомобили с «Градами». Среди автомобилистов, обслуживающих военную технику, находился и Борис Иванович. Реактивные снаряды просто «смели остров». Машины выпускали снаряды и перемещались. Их пытались накрыть минометным огнем, но не получилось. Наш собеседник не был ранен, но его тоже наградили медалью – молодого курсанта. Он в боевых условиях показал знания, выдержку, смелость и решительность.

В 1971 году он снова переехал – молодой лейтенант оказался в Мирном, почти в Евпатории.  Он обслуживал на своей спецтехнике (в должности командира взвода) аэродром. В это время СССР помогал Арабской Республике Египет бороться против армии Израиля. Знающие и смелые офицеры нужны были командованию на берегах Средиземного моря. Так Борис Иванович стал «египтянином» - в сквере «Афганцев» на улице Некрасова Евпатории есть специальный информационный стенд. Посмотрев на список стран, каждый человек может увидеть, в каких уголках планеты наши военные выполняли свой долг перед родиной. В этом списке есть и Египет…

В городе Гиза, знаменитом своими древними пирамидами, вырос советский военный городок. Там была школа, магазины, казармы. Вскоре офицер-автомобилист подружился с бравыми советскими летчиками. У одного к тому времени на груди красовались два ордена Красной Звезды! Второй тоже был отмечен наградой. Но наступил праздник День Победы (9 мая) и наши решили отметить дату с размахом. Например, залезть СНАРУЖИ на пирамиду Хеопса и сверху крикнуть о советско-египетской дружбе.

Забава оказалась неоднозначной. Во-первых, с территории военного городка выходить разрешалось только с человеком, отвечающим за безопасность. Во-вторых – древнее наследие человечества (пирамиды) находилось под защитой закона, и их нельзя было трогать, ломать, и тем более – лазить по пирамидам снаружи! В-третьих – «ступени» пирамиды, это отвесные плиты с высотой «шага» примерно семьдесят сантиметров. Подняться (в мае камень еще не чересчур горячий), наверное, можно, а вот как слезать на землю? В-четвертых, распивать шампанское, даже в День Победы на пирамиде в Египте совсем не принято, а юноши-офицеры (Борису Ивановичу был 21 год) очень хотели, чтобы праздник состоялся «как положено».

Невероятно, но летчики и автомобилист поднялись на высоту свыше 70-ти метров. Шумно «отметились» на высоте. И поняли, что оказались в ловушке. Африканское солнце припекало. Пожарная машина оказалась с небольшой стрелой.… Пришлось вызывать советский вертолет. Пилоту никогда не приходилось снимать со стены на высоте ДВАДЦАТИ этажей товарищей по оружию. Только былые подвиги офицеров позволили им после «шалости» и вызова в Посольство продолжить службу, не лишиться погон.…За выполнение заданий командования в Египте (Борис Иванович побывал в Александрии, Асуане и в других городах) наш собеседник снова был награжден медалью!

Юнкоры слушали одну историю за другой – биографии полковника Лаврентьева хватит, чтобы сценарий сериала написать! И видели перед собой человека БЕЗ страха, и очень хорошего специалиста. Когда в 1982 году понадобились такие профессионалы – обеспечить безупречную службу автомобильной техники в Афганистане, снова поручили важное и ответственное задание майору Лаврентьеву. Он трудился и в Термезе (в Узбекистане, на границе с Афганистаном), и выполнял задания «за речкой», на афганском берегу Аму-Дарьи. Автотехнику и военный персонал хорошо охраняли. Ни разу за время выполнения задач в Афганистане наших автомобилистов из подразделения майора Лаврентьева не обстреляли враги. Служба была не столько опасной, сколько трудной – чинить надо было механизмы так, чтобы они не подвели в очень сложных условиях Афганистана. Борис Иванович справился. О Термезе его память сохранила вкус дыни – огромной, узбекской, затянутой ремнями, чтобы удобно было нести такой груз – свыше шестнадцати килограммов!

Потом Борис Иванович вернулся в Крым. Местом его службы стал поселок Новоозерный. Он женат на сибирячке и основал целую династию военных – его дети служат в разных частях, в том числе – дочери!

Присягу настоящий воин принимает ОДИН раз – в 1992 году полковник, кандидат наук Борис Иванович Лаврентьев уходит из рядов Вооруженных Сил СССР. В иных армиях он не служил. К  Дню защитника Отечества его жизнь – лучшая иллюстрация к известным словам о профессии офицера.

Записала интервью Диана БАБАЯН, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ СШ №2

Фото Маргариты Ковалевой юнкора-эколога и А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей