ПОЛЕТ В БЕССМЕРТИЕ

  30 января исполняется 65 лет со дня гибели  над Евпаторией  Героя Советского Союза генерал-майора авиации Н.А.Токарева.                                   
          
       Родился Николай Александрович Токарев 13 апреля 1907 г. в Туле. Окончил военную школу пилотов имени А.Ф.Мясникова, служил в ВВС Черноморского флота. Командование постоянно отмечало его инициативу и профессиональное мастерство.
        С 1934 г. Токарев служил в Евпатории. Его перевели на службу в минно-торпедную авиацию. Он горячо взялся за освоение теории и практики торпедного удара. Умело передавал знания молодым летчикам. Отмечая эти заслуги Н.А.Токарева, правительство в 1938 г. наградило летчика-инструктора орденом «Знак Почета». В 1939 г. он был назначен на Балтийский флот командиром эскадрильи 1-го торпедного авиационного полка, которая прославилась во время войны с Финляндией (30.11.1939-13.03.1940). Балтийские авиаторы в суровых зимних условиях наносили удары по аэродромам, кораблям, батареям, портам, транспортам на вражеских коммуникациях, а также ставили минные заграждения в шхерных районах и на фарватерах. Эскадрилья под командованием Токарева особо отличилась в ходе боевых действий. Летчики сбили 11 самолетов противника. А сам Токарев совершил 57 успешных боевых вылетов. За образцовое выполнение боевых заданий эскадрилья была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир майор Н.Токарев за проявленные героизм и мужество был удостоен ордена Ленина. После окончания финской кампании Н.А.Токарев в числе семнадцати особо отличившихся летчиков Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 г. был удостоен высокого  звания - Героя Советского Союза.
        Великую Отечественную войну Н.А.Токарев встретил  на Черном море. С осени 1941 г. Н.Токарев - командир 2-го минно-торпедного полка. Участвует в боях за Одессу, Тамань, Новороссийск, Керчь , Севастополь… В конце 1942 г. Токарев назначается командиром авиабригады, которая в июле 1943 г. была преобразована в 1-ю минно-торпедную авиадивизию.
       Н.А.Токарев участвовал во многих воздушных операциях. Он всегда лично водил эскадрильи полка, а затем соединения, выполняя боевые задания командования.
        13 января 1944 г. Николай Александрович прилетел в Скадовск Херсонской области, где находился ближайший к фронту аэродром, и где базировалось несколько эскадрилий дивизии. При налете вражеских «хейнкелей» одна из бомб уничтожила самолет командира дивизии. С тех пор Н.А.Токарев стал летать на «Бостоне».
        Американский бомбардировщик Дуглас А-20 (он же «Бостон», «Хэвок») был одной из самых известных машин среди поставлявшихся по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны.      На торпедоносцах модификации А-20G советские морские летчики одержали много побед. «Бостоны» обычно действовали в качестве так называемого «низкого торпедоносца» - они сбрасывали торпеды на дистанции 600-800 м от цели с высоты 25-30 м – с бреющего полета. Скорость самолета при этом равнялась примерно 300 км/ч.
       На торпедных мостах можно было подвешивать также авиационные мины и бомбы крупных калибров. Целями для бомб «Бостонов» морской авиации обычно были корабли и портовые сооружения. В море «Бостоны» охотились не только за надводными кораблями, но и за подводными лодками.
      Вот на таком самолете и совершил гвардии генерал-майор авиации Н.А.Токарев свой последний боевой вылет. Вместе с ним летели стрелок-радист Василий Гончаров и штурман Николай Маркин.
      Самолеты должны были уничтожить вражеский транспорт в районе Евпатории.  Торпедоносец шел под прикрытием шестерки истребителей 11-го полка, возглавляемых майором Денисовым.
      Вот что рассказывает об этом полете оставшийся в живых стрелок-радист Василий Тимофеевич Гончаров: «Из-за плохой видимости всей группе приходилось прижиматься к воде. Минут через 40 полета по курсу был обнаружен сторожевой катер противника. Вскоре штурман доложил генералу о подходе к заданному квадрату. В свою очередь генерал, обращаясь к штурману Маркину, спросил: «Ну как, тезка, найдем караван?» «Найдем, даже если он спрячется под воду», - ответил штурман.
   Наконец заданный квадрат. Трудно просматривается горизонт. Кругом серо-свинцовые облака, только внизу чернеет море.
   Между нашей группой и берегом показался транспорт противника в сопровождении конвоя. Первым заметил его генерал. Он включил сигнал тревоги, по СПУ (самолетное переговорное устройство) вызвал штурмана и меня. Последовали лаконичные приказания. Я передал в эфир командиру истребителей прикрытия, что цель обнаружена. Истребители начали перестраиваться в боевой порядок. Торпедоносец, сделав глубокий вираж, разворачивался на боевой курс. Моторы сбавили обороты, машина, покачиваясь, нацеливалась на транспорт.
   «Внимание! Торпедная атака!» - послышался спокойный голос командира.
   Внизу обнаружили нас. Заговорили зенитки, открыв по торпедоносцу ураганный огонь.
    События развивались молниеносно. Штурман доложил командиру о приближающихся вражеских истребителях. Вот уже наши истребители завязали с ними воздушный бой.
    В момент сбрасывания торпеды наш самолет подбросило вверх. Он «перепрыгнул» через транспорт и, прижимаясь к воде, стал выходить из атаки. Вслед за первым, легким толчком, последовал второй, резкий. В кабине появился едкий дым с запахом горящих проводов и краски.
   Но задание было выполнено: над транспортом вздыбился столб огня и дыма.
   В последние секунды генерал прерывистым голосом обратился к членам экипажа: «Вы живы? Спасибо, братцы, за службу… Постарайтесь спастись…» И голос командира пропал. Генерал был тяжело ранен.
    Мгновенно включив радио, я открытым текстом через микрофон передал в эфир: «Земля, наш самолет подбит, горит…»
   Дышать в кабине от едкого дыма стало невозможно. Мы со штурманом повисли на открытых бортах самолета.
    Вдруг снова сильный удар. Жаром пахнуло в лицо. Потемнело в глазах. В ушах свист, звон…»
   Больше стрелок-радист ничего не помнил. Очнулся он уже на земле…
   А смертельно раненый генерал сумел посадить горящую машину за Мойнакским озером. С лязгом и скрежетом самолет прополз по земле, остановился и через минуту-другую взорвался.
      В Евпаторийском краеведческом музее хранятся воспоминания местных жителей Донченко Е.В. и Моцарь А.А., работавших в то время в питомнике подсобного хозяйства. Им удалось тайно захоронить останки летчика рядом с упавшим самолетом. Теперь это территория воинской части. На месте гибели Н.А.Токарева сегодня установлен памятный знак.
      13 апреля 1944 г. Евпатория была освобождена от фашистских захватчиков. Вскоре состоялось и перезахоронение героя.  Гроб с останками Н.А.Токарева был установлен в городском театре. Три дня евпаторийцы прощались с отважным летчиком. Похоронен был Н.А.Токарев с воинскими почестями в парке имени В.И.Ленина. В последствии останки Н.А.Токарева перенесли на городское кладбище.
      5 июня 1944 г. Евпаторийская газета «Знамя Победы» опубликовала Указ   Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 г. «Об установлении в г. Евпатории памятника Герою Советского Союза гвардии генерал-майору авиации Токареву Н.А. и присвоении его имени 1-й минно-торпедной авиационной дивизии военно-воздушных сил Черноморского флота».
      23 февраля 1957 г. на Театральной площади Евпатории состоялось торжественное открытие памятника Герою Советского Союза гвардии генерал-майору авиации Н.А.Токареву. Памятник был изготовлен на Ленинградском заводе «Монумент-скульптура». Выполнен он известным скульптором – народным художником СССР, членом-корреспондентом Академии художеств СССР, лауреатом Государственном премии В.Цигалем и архитектором В.Калининым.
      На 4-х метровом пьедестале из черного лабродарита высится бронзовая фигура Н.А.Токарева. Отважный генерал запечатлен без головного убора в кожаном реглане. Его лицо выражает мужество, волю и стремительность, левая рука легла на планшет, ладонь правой – сжата в кулак.
     На пьедестале над эмблемой Советской авиации орден Ленина, ниже - Золотая Звезда. На полированном камне золотом горят слова:
Герой Советского союза
гвардии генерал-майор авиации
Токарев
Николай Алексадрович
геройски погиб в борьбе
с немецкими захватчиками
(1907-1944)
В самом низу укреплен якорь – эмблема ВМФ СССР.
      Память отважного генерала Н.А.Токарева увековечена в Евпатории: его имя носит одна из улиц нашего города, в СГПГУ № 19 создан музей Н.А.Токарева, на доме по ул.Гоголя,20/5, где летчик жил до войны, укреплена мемориальная доска, с 1981 г. в честь героя проводится междугородный турнир по футболу. В Евпаторийском краеведческом музее хранятся подлинная фронтовая листовка, рассказывающая о боевых подвигах Н.А.Токарева, его китель, термос, сплав от мотора самолета, фотографии отважного генерала.
 
                   Т.Анохина – научный сотрудник Евпаторийского краеведческого музея   
 
   


Версия для печатиВерсия для печати | 29-01-2009, 14:51:00 |



Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей