Ключ от центра Афганистана

День Героев России, девятое декабря 2018 года, юные журналисты Эколого-биологического центра Евпатории посвятили интервью с кавалерами военных орденов, в частности, побеседовали с ветераном Афганской войны, награжденным орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» Леонидом Петровичем Буневичем

Леонид Петрович – один из руководителей Евпаторийской городской организации Российского Союза ветеранов Афганистана, он до середины девяностых годов прошлого века командовал батальоном Российских ВС в Евпатории (часть размещалась возле Симферопольской улицы), а во время «афганских событий» у него в «кармане» некоторое время хранились «ключи» от Кабула и всего центра страны. Он со своим отрядом был «хранителем» туннеля на перевале Саланг, единственной дороге к городу Мазари-Шариф и границе с СССР. Туннель располагался на высоте 3 километра 363 метра (его максимум) и когда на «портале» термометр показывал минус восемнадцать, в четырех минутах езды, в лагере, было тепло, плюс 20!

Леонид Петрович Буневич - белорус, родился в сельскохозяйственном районе Могилевской области в многодетной семье (у него 2 брата и 2 сестры) фронтовика, участника Великой Отечественной войны. Его папа, Петр Буневич, 18 лет «отметил» в 1945 году, после освобождения Белоруссии от немцев он пошел на фронт и успел «в Берлин», ему пришлось отслужить в армии семь лет! Мальчик Леонид с детства, примерно в пятом классе, решил стать военным. В школе всегда принимал участие в спортивных состязаниях, ездил на соревнования по гандболу, баскетболу, футболу…

В 1970-ом году, закончив школу, сам, с чемоданом в руках, уехал поступать в Ленинград, в военное училище. До этого ему приходилось путешествовать – летние каникулы иногда проводил у тети в Киеве, самое «сладкое» воспоминание детства – чудесные и очень дешевые (по 5 копеек за килограмм) арбузы, а любимым местом в городе был стадион «Динамо»…

Военное училище в Ленинграде носило имя Кирова, готовило в основном специалистов по физподготовке, но с «курсантства» Леонида Петровича немного поменяло профиль, выпускало командиров взводов и давало инженерную «гражданскую» специальность. Приходилось курсантам в качестве командиров отделений принимать участие в военных сборах, учениях, которые часто проходили в Карелии. О северных краях сохранил ветеран чудесные воспоминания – красивейшие озера запомнились навсегда. В 1974 году молодой выпускник военного училища получил распределение служить в Чехии (тогда – Чехословацкой СР), в область Судеты, на самой границе с ГДР. Это было место «нулевой отметки» Второй Мировой войны в Европе. Сначала Гитлер «с разрешения» Англии и Франции захватил Судеты в Чехословакии, а потом «началось»!

В Чехию постоянно приезжали немцы из ГДР – посмотреть на места, в которых жили до войны (их потом всех-всех выселили - депортировали). Места были красивы по-своему – словно «игрушечные» городки, католические костелы с органами. Леонид Петрович дослужился до командира роты в 1979 году, получил звание «капитан», в его обязанности входило обеспечение порядка движения на дорогах, особенно во время маневров, учений. Такое подразделение военных «регулировщиков». Но судьба военного человека всегда связана с «изучением географии» своими глазами и ногами – офицера Буневича новое место службы ожидало возле Благовещенска, в Амурской области, на Дальнем Востоке. На другом берегу Амура – китайский город, весь в трубах, тогда в КНР занимались «домашней металлургией» и портили экологическую обстановку немилосердно. И с Советским Союзом совсем не дружили – место «у Китая» было не очень спокойным. Зато о природе белорус Леонид Петрович отзывался с восхищением – сопки то покрывались цветущим багульником, то все окрестности окутывались ароматом цветов черемухи…

В Приамурье выращивали в основном сою, даром природы считались плоды лианы лимонника, в реке водилась удивительная рыба. До 1983 года Леонид Петрович знакомился с особенностями Дальнего Востока. Но у его сына были проблемы со здоровьем, например, путевки в санаторий для него брали в Евпаторию – в здравницу Министерства Обороны (сейчас – имени Е. П. Глинки). И вот в штабе военного округа в Одессе Леонид Петрович получил распоряжение прибыть для дальнейшего прохождения службы в 361 Гвардейский полк, в Евпаторию. Здесь он находился до середины мая 1985 года, а потом – «Афганская тетрадь» личных воспоминаний.

Вначале был Баграм – должность начальника штаба батальона. Это был отдельный медицинский батальон, солдаты обеспечивали охрану врачей, полевых операционных, эвакуацию раненых бойцов прямо в условиях боя на вертолетах. Ровно год «афганской» службы прошел в этих условиях! А второй «срок» уже майор Буневич, комбат 177-го мотострелкового полка, отслужил «Хранителем Саланга». Туннель длиной в три километра себе представить сложно. Юнкоры ездили по шоссе в Симферополь, там «туннели» по пути совсем маленькие, да и с перевалом в Крыму «не очень» - по дороге из Симферополя в «Артек» на Ангарском перевале высота над уровнем моря меньше километра (752 метра) , а в Афганистане – совсем другое дело, там высоты достигают трех километров восемьсот метров.

Зимой можно было бы ожидать «спокойствия» на Саланге – но в бой вступала природа, снежные лавины были очень опасны. Однажды бойцов комбата Буневича засыпало очень глубоким снегом, одного из них через полчаса достали, спасли, второму – не повезло. Снег в горах копать было трудно, он слеживался, был очень плотным. В туннеле постоянно были автомобили – это была настоящая «дорога жизни» для обеспечения всей 40-ой армии, понятно, что противник больше всего мечтал о том, чтобы разрушить туннель – самый важный участок на перевале.

Больше десяти лет построенный в 1964 году советскими специалистами туннель был «чудом света» - уникальным в своем роде. Это была помощь дружественному афганскому народу в мирное время. Перед этим Мохаммед Захир-Шах приезжал в СССР, посещал Евпаторию, грязелечебницу «Мойнаки» (1957 год)… может, в это время решался вопрос и о строительстве туннеля на перевале.

 Во время службы майора Буневича обстановка была боевой ежедневно, круглый год. Каждый блок-пост был заминирован со всех сторон – предугадать нельзя было даже направление внезапной атаки. Был под огнем и сам командир батальона. Ему приходилось обходить блок-посты и с южной стороны туннеля и у северного «портала». К некоторым постам дорога – это два часа на подъем в горы. На Саланге Леонид Петрович находился до октября 1987 года. В чем «повезло» отряду – с чистой водой, чистая, но без солей талая ледниковая вода была лучшим средством для профилактики гепатита, разных инфекций. Еще бойцы развлекались охотой на тарбаганов. Тарбаган – это не крымский малый суслик, вес которого и в 400 граммов считается большим, тарбаган – здоровенный сурок с теплым мехом, и вес у него соответственный, до семи килограммов!

Конечно, веселиться особо было некогда – например, после «выкапывания» из-под снежной лавины дизель-электростанции можно мечтать только о сне. А кроме туннеля, дороги, постов, была еще забота по охране двух трубопроводов с нефтепродуктами – это очень опасное место патрулирования, практически «на пороховой бочке». Трех своих бойцов комбат Буневич потерял за время охраны Саланга, солдаты не вернулись домой.

Все помнит командир. И эту память надо сохранить нам, новым поколениям, тогда не будут напрасными жертвы…

Записали интервью Евфросиния ЩУПАК (МБОУ СШ №13), Виктор ШВЕЦОВ (МБОУ СШ №2), «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории

Фото Софии Мотылевой, юнкора-эколога и А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».






Актуальные новости


График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей