Станет ли вежливых водителей больше?
Большинство автомобилистов согласятся, что несдержанные водители — проблема многих городов. Что с этим делать, как исправить сложившуюся ситуацию и почему на дорогах новичкам не комфортно? На эти и другие вопросы корреспонденту «ЕЗ» ответила практикующий психолог и педагог по предмету «психофизиологические особенности водителя» в автошколе «Практика» Татьяна Макарова.
— Татьяна Александровна, что представляет собой предмет, который вы преподаете?
— «Психофизиологические особенности водителя» — это предмет, который преподают практически во всех автошколах. По сути он информирует о том какие процессы происходят с водителем во время управления транспортным средством. Однако в нашем учебном заведении мы разработали уникальную методику, благодаря которой начинающим водителям будет легче освоиться на дорогах. На своих уроках мы с учениками моделируем стрессовые ситуации, которые могут произойти в реальной жизни и то, каким образом можно быстро и эффективно отреагировать, чтобы не возникло необратимых последствий. Ведь водитель несет ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров… А представьте себе водителя в критической ситуации на дороге, когда он управляет общественным транспортом, например автобусом?.. Поэтому очень важно еще во время обучения в автошколе в обязательном порядке посещать уроки психофизиологии. Согласно учебному плану у нас предусмотрено 12 часов по этому предмету, 8 из которых — теоретические занятия, а 4 — практические. Именно во время практики мы проводим тренинги, благодаря которым ученики могут в реальном времени отработать непростые стрессовые дорожные ситуации. Ведь если будущий водитель мысленно научится моделировать определенную ситуацию, то особенности работы мозга позволят в нужный момент на дороге выбрать правильный и безопасный вариант решения.
— Каким образом лучше и проще всего выйти из состояния агрессии или стресса?
— Их много. Юмор — универсальный инструмент, который позволяет не входить в состояние стресса и агрессии. Один из самых простых и действенных способов — пошутить. Так, на одном из занятий я задала ученикам вопрос «Как нужно себя вести обычному водителю, когда ежедневно отправляясь по делам, он вынужден переезжать через одну и ту же яму, и каждый раз она у него вызывает, мягко говоря, агрессию?». На что один из учеников ответил, что он бы с ней уже начал здороваться. Казалось бы, мы просто пошутили, но этот водитель, проезжая через яму в следующий раз, уже не будет испытывать таких отрицательных эмоций.
— Можно ли рассчитывать, что через какое-то время на наших дорогах станет больше вежливых водителей?
— Конечно! Я думаю, что это вполне возможно, но необходимо приложить немало усилий. В скором времени в нашей автошколе будет дан старт акции «Вежливый водитель Крыма», которая является частью концепции нашей программы обучения. У выпускников автошколы, наших друзей и партнеров на автомобилях и других видах транспорта будут красоваться наклейки «Вежливый водитель Крыма» и, конечно, вести себя они будут соответственно. Надеемся, что наш пример привлечет внимание и других участников дорожного движения. Таким образом, мы сможем мотивировать их стать добрее, а водителям с большим стажем вождения — напомнить, какими они сами были в первые годы за рулем…
Беседовала Мария ГЛАВАЦКАЯ.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №46(19342) от 23.11.2018 г.