Евпаторийская здравница :: Новости » Люди твои, Евпатория » Николай СТОЛИЦЫН: «Главное не я, но мои Человеки»
RSS-лента Евпаторийская здравница
  Главная  •    Новости  •    Важно  •    Реклама  •    Редакция  •    Архив номеров  •    Спецвыпуски
Евпаторийская здравница ВКонтактеЕвпаторийская здравница FacebookЕвпаторийская здравница в Одноклассниках
 

Николай СТОЛИЦЫН: «Главное не я, но мои Человеки»

В июне этого года в нашей газете появилась рубрика «Люди, человеки. Добрые несказки». О ком она? О тех, кто ездит с нами каждый день в одной маршрутке или живет в соседнем подъезде. О людях. Но это не привычные интервью или очерки. Эти лирические зарисовки не сопровождаются фотографиями героев, в них нет фамилий и статусов, но есть — ​главное. Человек.

Мы получили немало писем, в которых читатели делятся своими впечатлениями, задают вопросы, узнают героев и даже предлагают себя в качестве следующих персонажей «несказок». О жизни рубрики мы побеседовали с ее автором, членом Союзов писателей Крыма и ЛНР, Южнорусского союза писателей Николаем Столицыным.

— Николай Геннадьевич, когда редакция нашей газеты обратилась к вам с предложением создать уникальную рубрику, вы сразу решили, что будете писать именно о людях. Почему?

— А что сегодня наименее ценно в современном мире? Человек. Люди, народ — ​да, но вот человек, отдельно взятый — ​живет в одиночестве и умирает в одиночестве. А меня интересует личность. Человек прожил, скажем, сорок-пятьдесят лет на земле. Если он не глупый, интересующийся, развивающийся, вы представляете, сколько в нем интересного, сколько подробностей? Люди и люди. Их много. А человек, если он Человек, это да. Это мое.

— То есть эта рубрика о человеке как о личности? О Человеке?

— Да. Прежде всего — ​личность. Первая зарисовка из этого цикла была о выдуманном герое («Поднять паруса!». — ​Ред.), и это было ненастоящее. А потом я устроился чернорабочим на стройку и вдруг увидел человека перед собой — ​интересного. Это был самый обыкновенный строитель. Но он с такой неподдельной любовью смотрел на строящееся здание! Человек, который только что клал кирпичи, залихватски поливая матершиной все и вся — ​качество цемента, недобросовестных партнеров — ​с такой любовью смотрит на дом, еще не состоявшийся. Для меня. Для него он уже состоялся. Он видел дом уже готовым, уже теплым, уже населенным людьми. И в этот момент он был настолько мне интересен, настолько потряс меня — ​я не мог не написать об этом («Дом будет» — ​Ред.). И я понял: не надо фальшивить, выдумывать. Можно извлекать — ​из обыкновенного человека, близкого и интересного мне. И только тогда состоялась рубрика.

— И вы пишете исключительно о тех, с кем лично знакомы?

— Исключительно. Причем это не абсолютно биографические вещицы. Естественно, я фантазирую, кое-что додумываю, но отталкиваюсь я от реальных людей. Под каждой вспышкой я могу дать биографическую справку и объяснить, почему написал именно так. Но я не пытаюсь замкнуться на этих людях, чтобы это было интересно только им или тем, кто их знает. Я хочу рассказать другим — ​о них, поделиться. Вот этой человечностью, которую я обнаружил в своих героях, теплотой. Простыми человеческими чувствами — ​любовью к Крыму Юрия Юрьевича (экскурсовод, герой зарисовки «Крым — ​это…». — ​Ред.) или любовью к людям фельдшера «скорой помощи» Вадима, который, кстати, и меня спасал («Быстрее!». — ​Ред.). Поделиться. Утешить. А что такое искусство как не утешение? Ведь человеку бывает невообразимо одиноко, даже когда, вроде бы, и есть рядом кто-то…

— А благодаря вашим текстам, пусть и небольшим, на душе становится теплее.

— …Уже не так одиноко, по крайней мере. Есть движение, в конце концов. Я хочу завести Крым, который мне подчас кажется болотом, обездвиженным существом. И Крымов столько — ​сколько персонажей в рубрике, уже написанных, то есть живущих отдельно от меня, от моего воображения. Почему нужно все унифицировать? Почему должна быть, скажем, Евпатория одна? У каждого она — ​своя. И это — ​прекрасно. Неужели они не договорятся? Если каждая из этих «Евпаторий» — ​открыта для других, влюблена в жизнь, в солнце, в небо, в море, по-настоящему, по-детски. Я, может быть, и обращаюсь к ребенку в человеке… Я был влюблен в Крым, когда впервые появился здесь, в далеком 79-м. То есть эти вспышки, эти зарисовки — ​это и бесконечное возвращение в детство, в то счастливое время, когда я просто был переполнен небом, морем. Это же нельзя описать словами. И это есть в текстах. То, что остается за многоточием, — ​то главное, огромное, синее, большое, которое хочется обнять, куда хочется нырнуть, совершенно не отдавая себе отчета: зачем, для чего. И это гораздо больше, чем сегодняшние мои проблемы: бесконечная инерция, безденежье, растущие тарифы.

— Вы называете эти произведения вспышками. В чем особенность этого жанра?

— Можно называть их небольшими рассказами, стихотворениями в прозе, зарисовками… Но все-таки это вспышки. Сиюминутные. Как озарение, как сон. Я выступаю в данном случае не столько как писатель, литератор — ​как визионер, скорее. Кроме того, можем сказать, что эти тексты рваные, у них композиция не выстроена, все расшатано, но в них есть главное: в них есть моя заинтересованность в каждом из тех, о ком я пишу, моя любовь к ним. А все остальное не имеет значения. Есть рывок, есть движение, вспышки исполнены — ​движения.

Комментарий одного из героев

Если вас узнали…

«После выхода зарисовки обо мне («Красота». — ​Ред.) я прихожу на бульвар, подбегает ко мне мой сосед-коллега и говорит: «Анатолий, ты сейчас обалдеешь, — ​достает газету и показывает публикацию. — ​Ты представляешь, какое мистическое совпадение: и имя твое, и внешность!». К нему присоединились и другие коллеги. Я сделал вид, что это не обо мне. И только одна моя коллега (женщины всегда интуитивнее мужчин) так лукаво улыбалась: она и не сомневалась, что списано с меня. Образ получился узнаваемым.

Причем интересно, что ситуация, которая описана в этой вспышке, действительно была в моей практике. Интересно было и посмотреть на себя со стороны: это не совсем совпадает с моим представлением о себе».

Анатолий, художник.

— Кстати, о рваности. Вы используете умолчание как стилистический прием. Не все читатели, как оказалось, понимают ваши тексты именно из-за оборванных предложений. Что за ними?

— Как профессиональный литературовед напомню, что рваные тексты — ​это Хемингуэй и его рассказы, это вся проза из 20-х годов прошлого столетия, в том числе и революционная проза, это проза не столько истерики, сколько проза эмоций, проза о любви. А любовь — ​это всегда очень большое. Это когда не хватает слов, когда задыхаешься от эмоций. Влюбленный человек — ​это тахикардия и аритмия. Его разносит изнутри — ​к чертовой матери. У него сердце работает с перебоями, когда он настолько увлечен чем-то: революцией, работой, ненавистью, женщиной…Это все проявление любви. И в моих текстах это есть. Но опять же, там есть предложения, построенные по классическому стандарту. Чаще всего стандартный синтаксис завершает эти рассказики. Кроме того, вспышки — ​это еще и напоминание о том, что, простите, господа, мы все из самой читающей в мире страны. Когда читали не желтые газеты и не утыкались в свои гаджеты, а читали и спорили о Достоевском. Прямо в метро. Взахлеб. Пусть даже путаясь в терминах и собственных чувствах. Поэтому даже непонимание — ​это уже эмоция, небезразличие. И это хорошо.

— В каждой вспышке — ​две части, различных по настроению и подаче…

— Да, там две линии. Линия разочарованного во всем литератора (короткие вступления к текстам. — ​Ред.) и линия людей, которые очарованы жизнью, по-настоящему. Только очарованный жизнью человек может спешить на помощь другому, совершенно не думая о зарплате. Встреча с таким персонажем оживляет самое лучшее. Во мне. Я, соприкасаясь с этими людьми, не только делюсь с ними, наполняю их жизнью, но потом и они со мной делятся. И получается, что происходящее во мне совмещение живого человека (от которого я оттолкнулся, сочиняя) с выдуманным мною, даже скорее продолженным мною, — ​это всегда обновление, выброс энергии — ​теплоты и человечности. Пока будет продолжаться этот процесс, будет продолжаться рубрика. И помните, главное в рубрике не я, но мои Человеки.

Из письма-отзыва в редакцию

Увидеть себя — ​иного

«Почему я хочу попасть в рубрику? Хочется попасть в этот мир, мир столицынской Евпатории. Мир, в котором люди кажутся, может быть, чуть лучше, чуть светлее, чуть интереснее, чем в обычной жизни. Да и что такое эта обычная повседневная жизнь?! Литература облагораживает нас. Мы хотим быть Героями литературных произведений, а не скучными обывателями или законопослушными гражданами! Я хочу увидеть себя — ​другого. Себя — ​настоящего. Такого, каким хочу и могу (но – одновременно — ​все почему-то никак не могу) быть. Хочу увидеть себя — ​иного. «Кривых зеркал» и так слишком много в эпоху ютюбовского стеба или интернет-троллинга…».

Александр, кинорежиссер.

Заметки автора

***

Неужели настоящие, не выдуманные люди — ​менее интересны? Неужели в их маленьких и невыдуманных жизнях не происходит нечто, большее и самой литературы?

Это — ​если разглядывать их, не выходя из редакции, а если — ​вблизи, если выделить именно Андрюху из безликой «человеческой массы»?

И Андрюха окажется интересным…

Разве нет?!

***

Почему я должен сопереживать штампованным ГГ, пришедшим ко мне из московских издательств, с экранов московских ТВ?

Я хочу — ​своего, пускай и маленького, но узнаваемого ГГ. Своего!!

Пускай и этот ГГ — ​узнает меня и заговорит — ​обо мне. И со мною.

Без московского апломба, и не посредством г-на Издателя, думающего исключительно о рентабельности проекта…

Со мною — ​и обо мне.

***

Одиночество — ​в бесконечном мельтешении трендов…

Сегодня — ​одно. Завтра — ​другое.

Господи…

Остановиться, остановить…

Вычленить из речевого потока — ​простой человеческий голос…

Ненадолго.

На жалкие четыреста слов.

На треть полосы.

Простой — ​человеческий — ​голос.

Вне трендов и моды, и раскрученного литературного монстра, вне, наконец, бесконечных критических, трактующих подголосков.

Единственный…

И неповторимый.

 

Беседовала Амина БИКМАЕВА.

Иллюстрация Анатолия ПРИЛЕПСКОГО.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №39(19336) от 12.10.2018 г.




 


 



Актуальные новости


График плановых отключений на январь 2019 г.

Уважаемые жители городского округа Евпатория! ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом...

К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане»...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на...

Будем платить меньше?

C 1 января 2018 года для населения Республики Крым при расчете оплаты за электрическую энергию будет применяться социальная норма. Назначать ее...

Уважаемые подписчики и читатели газеты «Евпаторийская здравница»!

Начиная со второго полугодия нынешнего года газета муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым «Евпаторийская...






Президент России

Правительство России

Государственный Совет Республики Крым

Cовет министров Республики Крым

Российская общественная инициатива



Рубрики новостей