Виктор АРИХИН: «Шоу великанов» — это скорая помощь»

Свершилось: Виктор Арихин стал лауреатом премии имени Семена Дувана. Как говорится, лучше позже, чем никогда. Положа руку на сердце, нельзя не признать: уж кто-кто, а этот человек еще лет 15 назад был вполне достоин столь высокой общегородской награды. Впрочем, сам он не устает поправлять: премию получил весь коллектив созданного им «Шоу великанов».

Застывший в конце прошлого века в чудовищной стагнации Центр досуга, смотревшийся тогда, скорее, советским домом-музеем культуры, с приходом туда директора Арихина фактически восстал из пепла, как птица Феникс. В центре без преувеличения закипела культурная жизнь. С тех пор кипение там не прекращается, время от времени с завидной регулярностью ошпаривая яркими проектами и евпаторийцев, и гостей города.

Мы говорим «Арихин» — подразумеваем ходули. Говорим «ходули» — подразумеваем Арихина, вернее, его уникальное — ​для Евпатории и Крыма уж точно — ​«Шоу великанов». Дипломированный хореограф, он на ходулях повел за собой в мир прекрасного десятки, а то и сотни евпаторийских девчат и мальчишек. Сегодня «Шоу великанов» невозможно представить без ярких хореографических номеров, без «бронзовых» и «медных» артистов Театра живой скульптуры и массы других творческих коллективов, составляющих гордость учреждения.

Заслуженный работник культуры Украины и Республики Крым, член Союза театральных деятелей России, директор городского Центра культуры и досуга Виктор Арихин рассказал в интервью «ЕЗ» о работе, культуре и Евпатории.

— Как вы воспринимаете премию Дувана, — ​разумеется, не касаясь ее денежной стороны, которая составляет что-то около 20 тыс. руб, если не ошибаюсь?

— Таким образом оценили работу коллектива, благодаря которому в городе в области культуры произошло очень много добрых дел. Могу сказать, что это признание и главой города Олесей Викторовной Харитоненко, и комитетом по премии закономерно: наш коллектив — ​один из немногих, который представляет Евпаторию и благодаря которому в городе появились новогодние праздники, Масленица, шествия карнавальные. От «Шоу великанов» зародился чемпионат живых статуй, который на протяжении многих лет был одним из ярких мероприятий. Плюс церемония открытия курортного сезона стала ярче и красивее, появился и День курортника с карнавальным шествием. Далее: все массовые праздники, которые проводятся в Евпатории, конкурсы Дедов Морозов на ходулях, состязания тещ и зятьев — ​это все «заварил» наш творческий коллектив. И, конечно, получить достойную оценку в городе — ​наверное, сложнее всего. У нас можно получить оценку в Республике Крым…

— Чего уж мелочиться, в Европе — ​тоже вполне возможно…

— Да, и в Европе, — ​где угодно… Признание в городе — ​это самое сложное. И мы достигли его за восемнадцать лет. И этот путь был хорошим. Сегодня для нас время стабильности.

— Вы же стали едва ли не пионером, с позволения сказать, ходульных дел мастером в Крыму?

— Пожалуй, да. Я даже семинары для работников культуры проводил, где призывал ходить на ходулях, стоять живыми статуями — ​уверен, это немножко оживит культурную жизнь провинциальных городов. И кто хочет эту жизнь украсить, — ​у того получается. Кто не хочет — ​его право.

— Что предопределило успех именно коллектива ходулистов? Ведь в начале века, возглавив Центр досуга, вы оставались художественным руководителем шоу-балета «А‑7», в самом центре существовали вокальные и инструментальные музыкальные коллективы, а выстрелили именно ходули.

— Это был немецко-крымский проект, наш совместный проект с коллегами из города-побратима Людвигсбурга. Можно сказать, это детище наших побратимских отношений. И год назад Людвигсбург вручил мне высокую награду за достижения в области культуры. Надо сказать, что впервые в истории этой награды ее вручили иностранцу. Точнее, иностранцам: мне составил компанию преподаватель Детской школы искусств, руководитель оркестра народных инструментов «Балалайка» Иван Рябоконь.

— Признание Людвигсбурга подтвердило ранее высказанный вами тезис, что в Европе способны оценить коллектив по достоинству раньше, чем дома. В июне прошлого года вы и Театр на ходулях получили награду в номинации «Культура и искусство». Впрочем, ничего удивительного: за прошедшие 18 лет высокие артисты покоряли зрителей не только в Крыму, на Украине, в материковой части России, в Белоруссии и Казахстане, но и в Германии, Испании, Польше, Италии, Франции, Турции, Катаре, Великобритании, Объединенных Арабских Эмиратах.

— Этот успех возник не на пустом месте. Это результат творческой дружбы, творческих связей, интересных встреч, творческих мастерских. База для развития была в известной степени подготовлена нашими друзьями из Людвигсбурга. Хотя, по сути, нам просто дали палки. Мы многого не знали, года два я вообще не знал, что с ними и на них делать. И мы просто ходили на ходулях по городу, потом на ходулях стучали в барабаны, топали, маршировали. И только потом стал формироваться репертуар, мы стали обрастать костюмами, номерами, идеями.

— Вам было за сорок, когда вы, к тому времени сформировавшийся небезуспешный хореограф, танцовщик, вдруг окунулись с головой в ходульное творчество. Насколько просто было предаться этому занятию с головой?

— Возраст был самый подходящий. Так что ничего сложного не было. Главное — ​вкладывать душу в любимое дело. Этим надо жить. Тогда я знал о ходулях все, что только можно было узнать. Уже к середине нулевых нас высоко ценили российские ходулисты, обращались за советом, мы часто встречались на выступлениях за границей, общались, вели, что называется, творческий диалог. Сегодня у меня коллеги из Нидерландов просят дать мастер-класс по танцам на ходулях. У нас уже сформировалась своя школа, наш хореограф Елена Александровна Астраханцева занимается постановкой номеров. И многие группы в прямом смысле ставит на ходули. Дети просто живут на ходулях, вырастают и, как фигуристы на коньках, чувствуют себя на ходулях естественно. Признаться, нам бы хотелось, чтобы в нашем коллективе было как можно больше детей. У нас все совершенно бесплатно, но детей не так уж много. Парадокс: туда, где платно, охотнее водят детей. Мы, наоборот, возим детей на разные фестивали, по разным городам. Возможно, родители думают, что это сложно, недоступно. Но это неправда. Мы с нетерпением ждем юных евпаторийцев.

К слову, наш коллектив остается одним из самых гастролирующих в Крыму. При этом ездим мы на фестивали только в том случае, если организаторы нам оплачивают проезд, проживание в гостинице и питание. В этом году уже получили приглашение выступить на чемпионате мира по футболу. Однажды пригласив нас, организаторы фестивалей, как правило, затем регулярно зовут выступить…

— Буквально на днях ваши «великаны» выступили на Ялтинском международном экономическом форуме…

— Да. Еще у нас в планах, помимо выступления на мундиале, гастроли в Германии. Нас пригласил Людвигсбург, который я впервые посетил четверть века назад со своим танцевальным ансамблем «Евпатория». Это была первая Венецианская месса — ​карнавал в подражание венецианскому. Один из самых ярких в Европе, второй, наверное, после венецианского. Вот мы в нем и планируем принять участие. Уже не впервые, надо сказать.

— А разве череда рекордов, устанавливаемых и по сей день в Евпатории, не началась с перехода ходулистов из Евпатории в Симферополь в начале нулевых?

— Именно! Мы предприняли попытку установления рекорда Гиннесса. И, наверное, это была самая яркая имиджевая акция в Крыму с начала века. До этого не было столько информации о Евпатории в средствах массовой информации. Зато попытку установления рекорда снимали помимо тогдашних ведущих украинских каналов и российские Первый канал, НТВ. И после этой пиар-акции в Евпатории, можно сказать, зародилась мода на рекорды.

— Вам чудом, благодаря поистине героическому упорству удалось превратить изрядно обветшавшее здание Центра досуга в яркое место для творческих людей.

— Увы, здание к настоящему времени не функционирует полноценно из-за того, что признано аварийным. Евпатория является единственным городом в Крыму, где фактически нет здания Центра культуры и досуга. Четыре года мы уже не проводим там никаких мероприятий, которые до этого проводили в изобилии. Сейчас активно выступаем на выездах. В Евпатории у нас, к сожалению, нет своей площадки, где мы могли бы показать «Шоу великанов». Но надо отдать должное руководству города, особенно главе муниципалитета Олесе Викторовне Харитоненко: у нас есть проектно-сметная документация по капитальному ремонту нашего центра. Теперь только остается дождаться финансирования. Столь важный этап, как создание проектно-сметной документации, уже пройден.

— Если говорить о творческой составляющей, вы же за годы руководства центром собрали удивительное ожерелье блестящих творческих коллективов…

— Это да. Если Владимир Ксендзерский, к примеру, — ​хороший мастер и его вокалистки — ​лучшие в городе, то почему этому коллективу не быть в Центре? Мы проводили много интересных мероприятий. И проводили бы по сей день, если бы не ситуация со зданием. Что касается творческой работы, то она остается насыщенной, мы работаем в городе как скорая помощь. Мы и есть скорая культурная помощь. Несколько дней назад проводили праздник по случаю Дня возрождения реабилитированных народов Крыма. В четверг (26 апреля. — ​Ред.) — ​участие в мероприятиях к годовщине Чернобыльской катастрофы.

— Вы приехали в Евпаторию вскоре после окончания вуза, будучи так называемым молодым специалистом. Теперь, спустя более 30 лет после этого события, не жалеете, что тогда выбрали крымский провинциальный приморский городок?

— Нет, я все правильно сделал. Здесь вся жизнь, считайте, прошла. Из сорока лет трудового стажа тридцать три проработал в Евпатории. Я смолоду не о многом мечтал: хотелось жить у моря, создать там же небольшой театр. Так все и получилось: на берегу моря — работа, маленький театрик, со сценой, которая, правда, то есть, то ее нет… Если бы мне хотелось жить в Нью-Йорке, то, наверное, там бы и жил (смеется). Все сложилось.

Беседовал Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото new.crimiz.ru, my-evp.ru.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №17(19313) от 04.05.2018 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...







Рубрики новостей