Крым – Чернобылю

Свой субботний репортаж 23 марта 2018 года юнкоры Эколого-биологического центра Евпатории готовили в музее «Звезда Полынь» - все ближе очередная годовщина трагедии на Чернобыльской АЭС, эхо которой продолжает звучать

Очень интересной оказалась наша встреча с ветераном-водителем большегрузного КамАЗа – ликвидатором последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году. Он был одним из тех, кто доставлял важные грузы на стройки Киевской области из Крыма. Дома для отселенных из зараженной радиацией зоны строила вся страна, в том числе – евпаторийцы.

Наш собеседник Александр Семенович ШЕВРИН родился в 1958 году в городе Орск, старинной крепости Оренбурга, в степях, описанных в романе Пушкина «Капитанская дочка». В этом краю добывалось много полезных ископаемых, от меди и ювелирного камня ЯШМЫ до природного газа…

В школьные годы Александр Семенович увлекался авиамоделированием, любил технику и после десятого класса пошел в профтехучилище, получил специальность автослесаря, в армии служил водителем (в Закавказье).

Может быть, он продолжал бы жить в Оренбургской области, работать водителем грузовика, если бы не жена… Она – евпаторийка, студентка государственного педагогического института имени Тараса Шевченко (он там служил – в Орске) и в 1985 году семья переехала в Крым. У Александра Семеновича уже было двое детей.

В Евпатории было мощное автопредприятие. Оказывается, в городе Саки действовал известный на весь Советский Союз химкомбинат. Там выпускались разные химпродукты – Александр Семенович развозил из Крыма ПЕРСОЛЬ, медный купорос, ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА, перманганат калия, бромметил и другие товары по всей стране, увидел столицы Киргизии, Казахстана, Таджикистана, побывал в городах от Ужгорода до Тюмени и Самарканда.… Везде требовалась продукция Сакского завода! Автобаза находилась недалеко от всем евпаторийцам известного памятника-автомобиля ЗИС-5 на улице 2-ой Гвардейской армии.

В апреле 1986 года случилась трагедия в Чернобыле. В воскресенье, 18 мая, Александра Семеновича и его коллегу, Юрия Кондратьевича Колесника, вызвали по тревоге на работу. Необычного в этом не было – грузовой автотранспорт в условиях ЧП работал по эвакуационному плану, иногда устраивали учебные тревоги для водителей-дальнобойщиков…

Задание водители получили обыкновенное – отвезти в Киев продукцию Сакского завода, 32 тонны марганцовки (перманганата калия). Они не взяли с собой сменной одежды и обуви – быстро поехали. Нормальный путь от Евпатории до Киева занимал у грузовой машины часов 30 – на этот раз груз был срочным, уже утром 19 мая 1986 года крымские водители были в центре Киева…

Но их никто не собирался разгружать – без перерыва на отдых машины выдвинулись в сторону Чернобыля. Шоферам сказали, что в «грязную зону» автомобили не пустят – разгрузят на контрольно-пропускном пункте, но этого не случилось. По всей дороге от Киева до Чернобыля Александр Семенович видел нескончаемый поток автомобилей, особенно много было грузовиков с «бетономешалками». Кругом – одни военные…

Чем ближе к Чернобылю, тем сильнее головная боль, ужасный привкус во рту, слабость, которую сначала объясняли простой усталостью – от самого Крыма за рулем без отдыха. В Чернобыле груз забрали.… Запомнилась картина череды машин-бетономешалок, сливающих раствор в КАЛОШИ (огромные корыта). Ценный груз «хватают» вертолеты и несут на атомную станцию – заливать пылающую радиоактивную пропасть…

Средств защиты евпаторийским водителям не давали, выехали они из зоны трагедии на своих КамАЗах. По дороге в Крым они проходили санпропускники раз двадцать. Всюду машины мыли, люди проходили душевую, но дозиметры контроля «трещали» угрозой. Последняя мойка была на Чонгаре – и машины все равно сначала НЕ ПУСКАЛИ на полуостров! Обувь просто пришлось выбросить – вели машины босиком, пока не купили «тапки», майские дни были теплыми, только в Чернобыле (в конце дня 19 числа пошел дождь, увеличивая количество радиоактивных пылинок у земли). Лес кругом уже был местами рыжий, обожженный. За радиоактивный рейс и задержку в командировке крымские водители получили справку с подписью министра Украинской ССР.

Через три года и документы уничтожили, в девяностые пришлось восстанавливать хронику событий и действий почти с нуля.

Наступил 1987 год (водители-чернобыльцы продолжали работать на своих «атомных» грузовиках), в Киевской области развернулось масштабное строительство поселков для отселенных из зоны Чернобыля лиц. Сначала ПОСТРОИЛИ одно село, а заселить не смогли – там тоже было опасно! Но строители работали там, а шифер, даже доски, прочие материалы (в том числе и дефицитный в Крыму кирпич, и блоки камня-ракушечника из наших каменоломен) возили грузовиками водители, такие, как Александр Семенович. Недалеко от Мироновки село вышло как надо – там целый месяц в командировке (дважды!) был и водитель Шеврин. Не надо было за каждой «порцией» возвращаться в Крым – стройматериалы приходили на железнодорожную станцию, и до места доставки было всего двадцать километров. Крымчане строили быстро и надежно.

Мы слушали воспоминания Александра Семеновича и видели, как строили дома беженцам из радиоактивной зоны, как гибли леса, какие жертвы принес народ ради победы над ядерной стихией, вырвавшейся из-под контроля.

Самое главное в любой проблеме - помнить ее причины, ибо, когда ты ее забудешь, она «воскреснет» в еще более страшном обличье.

Степан СУВОРОВ, МБОУ СШ №12, Алиса ПОСКРЕБЫШЕВА, МБОУ СШ №14, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории

Фото А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей