Скважина в никуда...и тишина

Самое страшное в Чернобыльской трагедии – «зона отчуждения», открытый портал в абсолютно чужой для жизни мир

Юные журналисты Эколого-биологического центра Евпатории 11 февраля 2018 года в музее «Звезда Полынь» в сквере Героев Чернобыльцев впервые встретились с ликвидаторами последствий взрыва на ядерном реакторе – мамой и сыном по фамилии Голобородько. Они живут в Новоозерном и специально приехали в Евпаторию, чтобы рассказать юнкорам о своих личных впечатлениях. Меня просто поразили воспоминания Владимира Павловича ГОЛОБОРОДЬКО – мастера-строителя, который столько сделал для возвращения в родные места жителей села ГЛИНКА! Его бригада строителей так старалась… и все напрасно. В это село люди НЕ ВЕРНУЛИСЬ.

Владимир Павлович Голобородько к моменту трагедии был уже взрослым, ему было 29 лет. После окончания Киевского инженерно-строительного института работал прорабом в городе Белая Церковь. Был здоровым человеком – не болел, мог ходить зимой босиком, вывесить постиранное белье на веревке в мороз выходил без верхней одежды…

Его строительная организация успешно прокладывала различные трубы, и специальность Владимира Павловича потребовалась после катастрофы. Он оставил дома семью, маленькую дочь и поехал добровольно.

Ему с его бригадой нужно было подготовить ''белые'' места к заселению. К сожалению, не очень БЕЛЫМИ оказались участки в селе Глинка. Ближайшее село – Замошня, тоже отселенное. В Глинке строители были и дружинниками (самостоятельно охраняли село), и поварами, и строителями.

Задание было понятным – раз воду из колодцев и колонок брать нельзя, значит, нужно пробурить новую скважину, оборудовать бетонными кольцами шахту-колодец, проложить в траншее линию трубопровода, провести земляные работы.… А примерно 200 сельчан позже вернутся и вновь обретут свою родину.

Специалисты от строительной организации Киева прибыли на место 9 июня 1986 года и рьяно принялись за дело! В ШЕСТЬ утра работа уже кипела, бульдозер, автокран, другая техника использовалась до 11 часов вечера! Никого не нужно было подгонять и уговаривать поработать еще чуточку. Все видели пустое село, позже состоялась очень важная встреча с местными жителями – привезли на родное кладбище умершую на чужбине сельчанку.

Крестьяне с удивлением посмотрели на совершенно НЕТРОНУТОЕ село – они знали, что в других поселках охраняла дома милиция и все равно многие дома были разорены. Жители Глинки сами показали строителям, где они могут взять запас картофеля, где хранится сало и другие припасы, рыболовные принадлежности и даже несколько поросят!

Строителям эти сведения сильно помогли – ведь когда Владимир Павлович хотел покормить своих рабочих в столовой, то выяснилось – не очень «белое» место Глинка, дозиметр показывает превышение фона радиации! В ТЕРМОСАХ летней порой до позднего ужина – ведь работали до ночи, пища не хранилась, скисала еда.

Строители сами решили проблему – избрали повара, назначали дневальных-дежурных по кухне. Никакой ПЫЛЕОТТАЛКИВАЮЩЕЙ формы, респираторов или противогазов строителям не выдавали – они вели земляные работы, бурили скважину и постоянно трудились в тучах летней пыли. Мыться бегали на реку Уж…

К ним прибилось три собачки – болонка, охотничья и дворняга. Каждая выбрала СВОЕГО хозяина и слушалась его беспрекословно. Даже в речку бросались только по команде. Неизвестно, осмелились бы строители купаться, если бы заранее знали о фоне…

Кстати, выше по течению Ужа мыли от пыли бронетехнику. А в Глинке купались, стирали спецовки, ловили неводом рыбу…. Владимир Павлович показал себя не только отличным организатором, но и рационализатором. Он придумал, как работы проводить по-современному, эффективнее, и надо же было случиться такому, что на их участок приехала важная делегация во главе с главным инженером проекта. Он лично дал разрешение строить по «методу Голобородько ».

После июньской смены у строителей был перерыв, снова оказались они в Глинке с середины августа до середины сентября 1986 года. В селе Замошня базировались химики, у них можно было «раздобыть» особый стиральный порошок. Говорили, что он эффективно удаляет с одежды радиоактивную пыль.

Во «второй смене» строителей уже не могли удивить картинки, как кто-то срывает вишенки с дерева и ест, они и сами ели поспевшие к концу лета яблоки. Все мысли были не о личной безопасности, а как найти нужное количество материалов, инструментов, техники. Трудились не за страх, а за совесть, если «прикомандированные» трактористы не работали как вся бригада, им не засчитывали дни. У строителей выработка называется «выполнение». У рабочих Владимира Павловича без коэффициентов за переработку по времени, без учета вредности радиоактивного воздействия «выполнение» было на тысячу рублей в месяц. Тогда в среднем получали в СССР 278 рублей в месяц!

Когда всю порученную работу выполнили, то бригада уехала, Владимир Павлович задержался на полдня. Потом ему пришлось пешком идти километра три-четыре по ПУСТОМУ селу. Он оказался в страшной «звенящей» тишине. На стройплощадке всегда экскаваторы, бетономешалки, людской муравейник – а тут никого, ничего, ни птиц, ни лая собак. Вымершие улицы, обезлюдевшие дома. Очень страшно.

Вернувшись домой, здоровяк-строитель стал подозрительно часто болеть. Сразу по приезду в зону отчуждения у него стало болеть горло. Владимир Павлович сначала думал – простуда, не говорил никому (стыдно было, словно от работы отлынивает бригадир), а потом оказалось – все плохо себя чувствовали.

Кроме очень больших грибов во время работы в Глинке ему ничего необычного в глаза не бросалось. Грибы даже бесстрашные строители не собирали! Сосны в лесу болели, ветви на глазах желтели в течение лета. На обочине дороги натягивали сетчатую ограду, вывешивали предупреждающие об опасности таблички. Но немногочисленные самоселы без разрешения возвращались в некоторые деревни, пасли скотину, ломали ограждения…

Неизвестно, как бы сложилась судьба Владимира Павловича, но в 1988 году ему с семьей удалось переехать в Новоозерное. Он считает, что крымский климат ему очень помог. А мертвая тишина в селе Глинка осталась навсегда – жителям не разрешили вернуться в свои дома. Три собачки тоже уехали со строителями – их не бросили в безжизненном селе. Дома и скважина для водообеспечения остались в параллельном враждебном для жизни мире. Мире «звенящей» тишины…

Александра ГРИЗОДУБ, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ СШ №15

Фото Софии Мотылевой, юнкора-эколога и А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей