Автобус идет до конечной…

Тридцать один год назад небольшой ЛАЗ ежедневно подъезжал к «концу света» и подвозил очередную смену рабочих героев - чтобы параллельный мир Чернобыля не распространился по нашей земле…

Читатели сайта «Тайное общество Евпатория» знают не понаслышке о героях Чернобыля – наших земляках самых разных профессий, но каждый раз мы стараемся записать воспоминания тех, чьи имена еще не прозвучали. В последнюю субботу января 2018 года юнкоры Евпатории встретились с водителем автобуса Владимиром Аксентьевичем ЧЕРНЫШЕВЫМ. В 1986 году он был в числе тех тысяч скромных героев, кто остановил волну последствий самой страшной техногенной катастрофы на Земле.

Владимир Аксентьевич Чернышев родился в 1941 году в Алтайском крае, в Сибири. Только-только началась Великая Отечественная война. Его мама с малыми детьми перебралась в Казахстан, в Павлодарскую область, а папа ушел на фронт и почти сразу ПОГИБ, защищая Москву (18 октября 41-го, на Калининском фронте). Мама осталась с четырьмя детьми, Володя был еще в младенческом возрасте. В селе Малые Березняки Качирского района прошло детство Владимира Аксентьевича. Юные корреспонденты рассматривали личные записи пенсионера – водителя автобуса – и удивлялись красоте его почерка (каллиграфического). Позже мы узнали, что родного села Владимира Аксентьевича уже нет, в 2009 году в нем, почти на границе с Новосибирской областью РФ, проживало всего 39 человек, а в 2017 году село УПРАЗДНИЛИ.

Во времена проживания в Казахстане многодетной семьи Чернышевых в этом селе была школа, развивалось сельское хозяйство, медицина. Владимир любил технику, водил трактор, участвовал в освоении ЦЕЛИНЫ (это была особая страница истории страны СССР), а в 1960 году женился на девушке, которая приехала работать в село фельдшером-акушеркой, родом из Белгородской области…

Вскоре молодая семья переехала на родину жены, а Владимир Аксентьевич устроился на работу в воинскую часть – вольнонаемным. Он работал «в армии», и служить не пошел – остался без воинского звания. Его «слушалась» техника, работы было много – зимой на снегоуборке, а почти все время – на экскаваторе, например, разгружая уголь для котельной воинской части. Он получил среднее техническое образование – закончил техникум, и вдруг жизнь «перевернулась»…

Маленькая дочь Владимира Аксентьевича в Белгородской области заболела бронхиальной астмой, ей было очень плохо и приходилось возить на лечение в Крым. Были они и в Алуште, но самые лучшие воспоминания остались от санатория «Таврия» в Евпатории. Кончилось тем, что вся семья Чернышевых в 1969 году перебралась в Крым. Кроме дочери у главы семьи было еще два сына. Владимир Аксентьевич сначала работал в Заозерке, в санатории имени Терешковой, позже устроился в автобусный парк в Евпатории, трудился водителем-бригадиром на ПЯТЕРКЕ и СЕМНАДЦАТОМ. А с дочкой все стало хорошо – она выросла, стала ВРАЧОМ и теперь помогает другим, а крымский климат сменила на более суровый – живет в МУРМАНСКОЙ области у Полярного круга!

Осенью 1986 года «ударная волна» Чернобыльского взрыва докатилась до Чернышевых. Всех четверых бригадиров автобусного парка Евпатории отправили в командировку на МЕСЯЦ. Второго октября 1986 года в Симферополе собралось человек пятнадцать опытных водителей пассажирского транспорта. Владимир Аксентьевич был одним из самых старших – все-таки человеку «за сорок». В Чернобыль их повезли на «Икарусе», родным видом транспорта.

Перед командировкой все водители прошли медицинскую комиссию – все были признаны абсолютно здоровыми. На первом же пункте контроля «чернобыльской зоны» командировочных предупредили, что НИЧЕГО собирать в садах и пробовать нельзя, а соблюдать «сухой закон» - обязательно.

Поселили водителей в городе, но в частном доме. Два дня воду пили прямо из «колонки» во дворе, потом для умывания и питья стали привозить ящиками «минералку». Было холодно и ясно – в ОКТЯБРЕ больше всего поразил ВИНОГРАД, листьев уже не было, а таких крупных виноградин и кистей на лозах никогда КРЫМЧАНИН в глаза не видел! Во дворе дома бродили бесхозные куры, что-то искали себе в пищу, никто их не подкармливал, на пункте санобработки вообще жила бесхозная корова – бродила никому не нужная…

Из «животного мира» осенней порой докучали воробьи и воронье – непрерывным шумом. Работа была у водителей автобусов тяжелой – на сутки заступали на смену, возили людей из палаточного лагеря «Зеленый Мыс» в Чернобыль на работу, в столовую. Каждую вторую ночь приходилось ночевать не в домике, а в палатке на 15 человек с печкой-буржуйкой. От холода (а запомнилась температура в минус ПЯТЬ – в октябре) просыпался Владимир Аксентьевич задолго до подъема в шесть утра, и разбудить уставших рабочих нельзя, и ждать утра на койке – невозможно…

Хотя считалось, что автобусы с рабочими передвигаются «по чистому» пространству, приходилось много раз после выгрузки рабочих везти то прораба, то другого пассажира прямо к атомной станции. Хорошо запоминались дни так называемых ВЫБРОСОВ – из-за першения в горле во время рейса водители непрерывно покашливали.

Запомнился случай в самом конце октября, когда после проезда по «чистой зоне» дозиметр на контроле показал большое загрязнение. Отправили наполненный рабочими автобус сначала на «холодную обработку» - это не дало результата, потом чистили «по-горячему» - паром, без толку, а уже глубокая ночь, так и повезли рабочих в палаточный городок, ничего поделать было нельзя.

Ремонтировать машины тоже практически невозможно было – ездить приходилось очень осторожно и внимательно, за «дорогу» отвечал водитель. Если стояла морозная погода, включать «печку» было опасно – ведь втягивался загрязненный радиоактивной пылью воздух в салон, поэтому «рабочее место» водителя не грело. «Хорошо» было в столовой – запомнился «витаминный стол», всегда были яблоки, груши, овощи. Наверное, от холода аппетит был отменным – со 2 октября по 2 ноября водитель автобуса поправился на десять с лишним килограммов.

Насколько защищали органы дыхания выдаваемые «лепестки», респираторы, сказать сложно – двое из четверых командированных в зону ЧАЭС водителей уже ушли из жизни…

Когда Владимир Аксентьевич вернулся в Евпаторию, и сдал в бухгалтерию командировочные документы (там ежедневно отмечалось, в какие по степени опасности места заезжал транспорт, сколько времени – поминутно! – был в том или ином месте, от этого зависела оплата смены водителя), то выяснилось – по ЗАКОНУ нужно было выплатить за октябрь ПЯТЬ тысяч рублей! Нужно сказать, что в 1986 году заработок обычного человека был 120 рублей, а водители евпаторийских автобусов получали примерно 300-400 рублей за месяц работы.

Сначала деньги в положенном размере выдали, но сразу потребовали вернуть, а когда Владимир Аксентьевич возмутился и отказался (ведь начислили в бухгалтерии – по инструкции, и не ПЯТЬ тысяч рублей, а меньше ДВУХ), то потом два месяца вообще не платили зарплату…

В Евпатории (так было далеко не везде) вскоре открылись магазины, где по удостоверениям чернобыльца можно было приобрести за свои деньги товары – продукты и вещи. У Чернышева было задание вести учет всех покупок в городе – он сверял данные торговых предприятий, если один «чернобылец» купил утюг (например) то в следующий раз такую же вещь приобретет кто-то другой.… На всех дешевых вещей не хватало – это называлось «дефицитом».

Прошло три десятилетия после командировки в Чернобыль, но по-прежнему свежи воспоминания о страхе, который преследовал постоянно, чувство холода, когда казалось невозможным отогреться и это постоянное промывание стекол соленым раствором, и колеса «ходуном», и чувство ответственности за жизнь пассажиров.… И досуг – лишний раз сходить в теплый душ, попробовать смыть все радиоактивные пылинки. Это невозможно забыть. И это не должны забыть молодые поколения – чтобы не приходилось становиться героями водителям автобусов, представителям такой мирной профессии. Всего за один месяц командировки Владимир Аксентьевич очень пострадал – разные недомогания стали ему досаждать. Сначала он не хотел и думать, что болезни – эхо Чернобыля, потом оказалось – его коллеги прошли медкомиссию и получили инвалидность. В 2001 году специальная комиссия в городе Донецке подтвердила вторую группу инвалидности и у Владимира Аксентьевича – причиной стали последствия Чернобыльской катастрофы, месяц работы в так называемой «чистой зоне». Если бы ликвидаторы последствий взрыва не выполнили все свои задания – что было бы теперь с нами?

Илья ПОЖЕНЬКО, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, УВК «Интеграл»

Фото А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей