Наш. Как иначе говорить о Высоцком? Наш, народный. Неслучайно Андрей Вознесенский в стихах, посвященных «меньшому брату», назвал его «шансонье всея Руси». Выдающийся Человек, именно с большой буквы. Оголенный нерв эпохи (какой бы заезженной ни выглядела эта формулировка). Ее душа (когда-то философ Мераб Мамардашвили записал в дневнике: «То, что необъяснимо (т. е. без причины) болит, и есть «душа», по определению. И человек испытующий есть человек в поисках своей души»). И к этой душе, вместившей в себя боль народа, этот самый народ тянулся всегда и везде.
Накануне 80-летия выдающегося русского поэта и артиста «ЕЗ» вновь вспоминает евпаторийские страницы в жизни Владимира Семеновича.
Среди евпаторийцев до сих пор жива легенда, что однажды после очередной съемочной смены в Евпатории во время работы над кинокартиной «Плохой хороший человек» Высоцкий отправился в ресторан гостиницы «Украина» — в начале 70-х годов минувшего века самого комфортабельного евпаторийского отеля. Предание гласит, что ряд авторитетных и влиятельных лиц устроили банкет в честь желанного гостя из Москвы. Поговаривают, что вечер за закрытыми дверями (серьезные поклонники сняли весь зал!) продлился до утра. Разумеется, в теплой, дружеской атмосфере, с песнями и всем тем, что обычно сопутствует столь душевным посиделкам.
В то, что так вполне могло быть, верится после знакомства с воспоминаниями режиссера киноленты Евгений Татарского (напомним, что постановщиком фильма был знаменитый Иосиф Хейфиц). «Когда он (Высоцкий. — Ред.) появился на съемках в Крыму, то было, наверное, машин пятьсот грузин, которые его встречали. Его встречали в аэропорту как национального героя! — рассказывает Татарский. — Он был актер, и ему, конечно, это все нравилось. И если даже он отрицал, что ему это нравилось, то в этом было некое кокетство. А мне тогда в нем некоторые вещи не нравились, но ведь это была моя оценка на тот момент. Это как вот общаешься с человеком, а потом оказывается, что это был Александр Сергеевич Пушкин. Вот и с Высоцким то же самое. Для таких людей существует совсем другая шкала оценочная…»
Не менее впечатляющим был эпизод (во время съемки киноэпизода) вблизи памятника морякам-десантникам скульптора Николая Брацуна. Снимали, как зоолог Николай фон Корен, роль которого исполнял Владимир Семенович, на побережье делает зарядку с гантелями. В ходе съемок от причала, расположенного рядом с локацией, отошел небольшой прогулочный теплоход. «Внезапно над тихим сияющим морем загремел голос Высоцкого — это на судне, узнав о его присутствии на берегу, на всю катушку врубили трансляцию, — вспоминал работавший осветителем на картине Сергей Жолудев. — Наша группа невольно замерла. Высыпавшие на палубу пассажиры всматривались в берег, пытаясь разглядеть фигуру певца. Они размахивали руками, приветствуя его, а затем и теплоход дал три протяжных гудка, салютуя Высоцкому. До сих пор сдержанный, тот улыбнулся и помахал рукой уходящему с его песнями кораблю».
Чем еще это можно объяснить, как не всенародной любовью? Пожалуй, ничем. Особенно если вспомнить, что произошло в конце последнего съемочного дня в Евпатории. «Хорошо помню последнюю съемку в Евпатории, в татарском квартале возле рыбзавода. Маленькая, узенькая улочка, а со всех этажей завода свесились девочки и мальчики в белых халатах, — рассказывает Евгений Татарский. — Как обычно, когда идет съемка, всегда собирается толпа <…> Съемка закончилась поздно, уже темнело. В этот вечер мы уезжали в Симферополь, чтобы оттуда перелететь на Кавказ. Может быть, уже уложили чемоданы, такое у меня осталось ощущение. Наконец: «Стоп! Все! Закончили!» — и тут выскакивают какие-то девушки и мужики, несут три огромных ящика рыбы. Такой рыбы я ни до, ни после не видел. Громадные лососи (на самом деле они назывались «кефаль копченая») складывались у ног Высоцкого. Не помню, как к нему обращались: «товарищ Высоцкий», «Владимир Семенович» или «Володя» — а может быть, никак, может, в третьем лице, — но помню совершенно умиленные лица этих девочек и ящики у его ног: «Это вам!» Он смутился: «Да что вы? Да куда же, как же?!» И к нам: «Ребята, вы это все забирайте с собой в Пицунду. Я потом приеду, тоже попробую». Это были необыкновенные рыбины, которые мы не могли съесть в течение полутора месяцев нашей экспедиции в Гаграх».
По словам осветителя Сергея Жолудева, съемки фильма проходили «в кривых улочках старого города, уставленных мазанками» (при том, что мазанок в Евпатории не было). «Гуляя по ним в свободное от съемок время, мы постоянно слышали от местных жителей, что в Евпаторию вот-вот приедет «сам Высоцкий» и что весь город жаждет увидеть его. И действительно, первый приезд Владимира Семеновича на съемки собрал невероятное количество народа, в первую очередь молодежи».
Нельзя не вспомнить и тот факт, что во время работы над фильмом «Плохой хороший человек» поэт написал песню «Черные бушлаты». Вероятно, этому благоприятствовали съемки вблизи памятника героям-десантникам. К тому же его дядя и тетя участвовали в другой легендарной, связанной с Крымом военной операции во время Великой Отечественной — Керченско-Эльтигенском десанте.
И вряд ли стоит удивляться, что в декабре 2016 года на открытие мемориальной доски Высоцкому по улице Караимской съехались как крымчане из других городов республики, так и гости полуострова. Ведь это — Высоцкий, который остается для россиян одним из главных кумиров. По данным проведенного недавно Всероссийским центром изучения общественного мнения опроса, как и двадцать лет назад, он занял в народном рейтинге вторую строчку, набрав 28% (в 1999 году — 31%), и уступил только первому космонавту Земли Юрию Гагарину, получившему 44%. На третьей строке рейтинга оказался маршал Георгий Жуков с результатом 27% (в 1999-м — 26%)
Игорь ЛИТВИНЕНКО.
Кадр из фильма «Плохой хороший человек», фото с сайта v-vysotsky.com.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №3(19299) от 26.01.2018 г.