Крым. Скифы. Вечные ценности

На минувших выходных в Евпатории состоялся предпремьерный показ художественного фильма российского режиссера Рустама Мосафира «Скиф». Евпаторийцы и гости города увидели ленту раньше всех: за пару дней до пресс-показа в кинотеатре «Октябрь» в Москве и за три дня до предпремьерного показа в кинотеатре «Колизей» в Кирове.

— Нам приятно, что первый показ проходит в Евпатории, где мы снимали основной — ​скифский — ​блок фильма, — ​признался, приветствуя зрителей, режиссер картины Рустам Мосафир. — ​С этим городом у нас связано много приятных эмоций. Это необычное кино, я думаю, вы такого не видели. Но надеюсь, герои вам понравятся. Мы хотели снять фильм о людях, об их отношениях и чувствах.

Впрочем, если бы не ставшие для создателей фильма локациями евпаторийские окрестности и не киноагентство «Евпатория», участвовавшее в создании ленты, — ​не видать евпаторийцам «Скифа» раньше московской и вятской публики. Но благодаря упорству директора «Евпатории» Александра Семенченко предпремьерный показ картины в нашем городе стал реальностью не только городской, но и общекрымской (ленту снимали исключительно на полуострове!). Этим объяснялось и присутствие в холле и зрительном зале гостей из Севастополя, других регионов нашей республики, представителей не только республиканских, но и федеральных СМИ.

С другой стороны, логично было прежде всего показать фильм именно в Евпатории. Ведь в массовых сценах «Скифа» снялись десятки евпаторийцев — ​не только актеров, но и благодарных почитателей кино, готовых пожертвовать временем ради важнейшего из искусств. Еще один аргумент в пользу нашего города: из 45 дней крымской экспедиции кинематографисты дольше всего, пожалуй, работали в окрестностях Евпатории. Да и технические возможности кинотеатра «Ракета», ко всему прочему, позволяют достойно представить картину…

— Очень приятно, что показ фильма в России начался с нашего любимого города, — ​отметила в комментарии журналистам глава Евпатории Олеся Харитоненко, побывавшая на показе. — ​И мы видели в кадрах евпаторийцев, и очень за них горды — ​как за самых маленьких, так и взрослых. Вообще проведение в городе предпремьерного показа дорогого стоит! Для меня, как женщины, в фильме крови многовато, иногда закрывала глаза, но в целом он понравился. Хорошо поставлено!

«Необычный взгляд на Крым»

Надо сказать, что выход «Скифа» несколько задержался: выпуск фильма в прокат ожидался еще осенью прошлого года. По словам Сергея Сельянова, продюсера ленты, руководителя кинокомпании «СТВ», продюсера большинства фильмов Алексея Балабанова, «Скиф» — ​это не исторический фильм в чистом виде, хотя его действие происходит около тысячи лет назад.

— Это фэнтези на основе нашего далекого прошлого, когда на смену язычеству начали приходить новые цивилизационные формы и между ними возникали серьезные столкновения, — ​пояснил он.

Режиссер фильма Рустам Мосафир свою работу называет экшн-драмой на фоне исторической фактуры.

— О скифах известно не так много, потому что у них не было письменности и язык не сохранился, — ​говорит он. — ​Не осталось ничего кроме курганов и отрывочных сведений в античных летописях. Эти сведения представляют собой большое поле для фантазии! Меня завораживают их жестокие обычаи. Вот у Мела Гибсона в «Апокалипсисе» индейцы невероятно жестоки, у них ужасные законы и жертвоприношения, но все равно мы смотрим картину о их жизни и не можем оторваться. Я очень надеюсь, что наше кино будет производить такое же впечатление. Мы старались сделать большой зрелищный фильм и тщательно работали над визуальным рядом: декорации, натурные съемки крымской природы, эксклюзивные костюмы Надежды Васильевой, постановка боев, а также интересная история и богатая эмоциональная составляющая.

Мосафир рассказал, что идея создания «Скифа» родилась из его любви к такому кино.

— Мне захотелось рассказать такую историю о таких героях в такой фактуре. Я давно думал это сделать и сделал вместе с моим продюсером Сергеем Сельяновым, — ​пояснил режиссер. — ​Мы долго думали, где бы нам снимать. У нас была задача сделать четыре разных мира: славян, берендеев, скифов и неких «пограничных народностей». После тщательного выбора натуры мы остановились на том, что будем снимать в Крыму, и все наши творческие, производственные потребности были в Крыму удовлетворены. Здесь есть все: от степи до леса. И, как мне кажется, нам удалось благодаря нашему оператору-постановщику Дмитрию Карначику создать очень необычный взгляд на Крым. Вроде бы, для крымчан узнаваемые места, но они очень атмосферны, аутентичны. Важно, чтобы в этом месте (где проходят съемки. — ​Ред.) была энергетика. В Крыму она была. И даже теперь, когда я вернулся сюда через год, она остается — ​для меня, по крайней мере…

По словам режиссера, съемочный процесс занял всего 45 дней.

— Это, кстати, не очень много для такой картины, даже мало, — ​признается Мосафир. — ​И я могу назвать подвигом всей съемочной группы, что нам это удалось. Сцены все сложные, есть скифский блок, самый сложный — ​блок берендеев. Поскольку картина костюмированная, много грима, сложного, хорошего, это создавало определенные трудности, потому что на грим уходило много времени — ​до 5—6 часов. А смена кинематографическая 12 часов. И чистого времени на съемку оставалось всего 6 часов, что очень мало, учитывая, что у нас было огромное количество экшн-сцен, боевых, снятых длинным кадром, когда сами актеры без всяких дублеров действуют. Это сложно: один раз кто-то ошибся — ​и заново нужно снимать.

Говоря о роли продюсера фильма Сергея Сельянова, Рустам Мосафир подчеркнул, что в процессе создания картины они с ним были «единым организмом».

— Очень важно понимать друг друга. И мы, как мне кажется, понимали, — ​считает он. — ​Для меня, как для режиссера, было важно, чтобы не было тирании, диктата, как это иногда бывает. И у меня была идея, что артисты должны быть не известные, не медийные. Надо было найти очень четких персонажей, которые не замылены, будут вкладываться в образ, смотреться и вспоминаться как очень индивидуальные и аутентичные. Сергей Михайлович думал так же, расхождений по героям у нас не было.

Боевая былина и «скиф номер один»

Съемки киноленты сначала проходили под Керчью на берегу Азовского моря в районе Генеральских пляжей, затем в окрестностях Евпатории и Ялты. Действие в фильме происходит в XI веке в русском Тмутараканском княжестве, земли которого находились на территории современных Таманского полуострова и восточного Крыма. Описывая сюжет, режиссер отметил, что два антагониста, язычник и последний из скифов, движутся к определенной цели.

— Уклад жизни скифов — ​это загадка, тайна, что в свою очередь всегда интересно, — ​говорит Мосафир. — ​В нашем фильме мы не говорим о скифской империи: мы говорим, что скифы вымерли, а это некоторые потомки скифской империи. Вообще с детства меня привлекал жанр такого рода… и давно хотелось попробовать себя в этом жанре. Я называю его древнерусским истерном, потому что у нас в фильме есть люди вне закона, есть некое пограничное состояние, фронтир некий, где живут эти последние скифы, то есть все элементы истерна (или вестерна). А наш фильм я называю боевой былиной. Мне важно то, что я хочу донести этим фильмом, потому что он о фундаментальных человеческих ценностях, несмотря на свой жанр и фэнтезийный остов. Он очень серьезный по своей сути, в игровой форме мы говорим о серьезных вещах.

Вместе с другими членами съемочной группы представить картину в Евпатории из столицы прилетел исполнитель одной из ролей фильма, считающийся легендой ММА, или так называемых боев без правил, Вячеслав Юровских, в бойцовских кругах известный как Али-Баба. В 2013 году Юровских стал известен за пределами исключительно спортивных кругов благодаря документальному фильму телепублициста Александра Связина «Легенда с улицы». В нем спортсмен предельно откровенно рассказал о поистине героическом преодолении испытаний, выпавших на его долю: он прошел путь от бомжа до чемпиона. Мечтавший с детства быть актером, в свои 46 он, наконец, реализовался в этом направлении. И надо сказать, благодаря не только колоритной внешности, подходящей для персонажа («скифа номер один», как он иронично себя называет), но и спортивным навыкам. На протяжении картины герою Вячеслава приходится немало драться. Примечательно, что роль в фильме ему предложили без кастинга. Сам он с присущей ему скромностью этот творческий успех склонен объяснять везением.

— Меня нашли в «ВКонтакте», сообщили, что готовы пригласить на небольшую роль, — ​рассказывает артист. — ​Я пришел на пробы, меня сфотографировали, загримировали. И костюмер должен был с меня снять мерки для того, чтобы шить костюм. А ему велели снимать мерки только с тех актеров, которые утверждены. Он удивился, но тут помощница режиссера заявила: «Он утвержден! Снимай». Позже я узнал, что в проект попал по протекции исполнителя главной роли (Лютобора. — ​Ред.) Алексея Фаддеева. Он увидел фильм «Ронин. История бездомного бойца» (одна из документальных лент о Вячеславе. — ​Ред.), и, когда они с Рустамом обсуждали, кто кого должен играть, он предложил: вот человек.

К радости местных спортсменов, Юровских не только почтил своим присутствием показ фильма, но и нашел время для открытой тренировки с бойцами евпаторийского клуба «Боевая Русь». Он продемонстрировал евпаторийцам некоторые приемы борьбы, поделился секретами успешной борьбы на ринге и провел два спарринга.

По словам артиста, тренировки для него — ​великолепный способ поддерживать форму. Тем более если они проводятся в таких «андеграундных» залах с их характерной спартанской обстановкой, как зал «Боевой Руси». Вячеслава порадовало, что занятия для ребят здесь проводят бесплатно, поскольку зачастую в крупных городах секции смешанных единоборств стоят больших денег и у него самого возможность заниматься в таких секциях есть не всегда.

Дополнительную привлекательность фильму придает и то, что одного из главных героев в нем играет актер Юрий Цурило, получивший широкую известность благодаря замечательно исполненной главной роли Юрия Кленского в гениальном без преувеличения фильме Алексея Германа «Хрусталев, машину!»

Оценивая прокатные перспективы «Скифа», бюджет которого составил 150 миллионов рублей, Рустам Мосафир заверил: если затраты на фильм отобьются, то он снимет еще что-то похожее.

Кстати

По словам создателя и руководителя клуба «Боевая Русь» Михаила Сидорова, мастер-класс от Вячеслава Юровских прошел на ура.

— Дай бог каждому в 46 лет иметь такую форму! Он профессионально борется, точно бьет, и как человек он очень светлый, — ​отметил Сидоров. Кроме того, он рассказал, что зал «Боевой Руси» как раз недавно был отремонтирован и обновлен.

— Развитие спортивного клуба — это мое хобби, и я рад, что люди сегодня стремятся заниматься спортом. Не у каждого при этом есть возможность платить тысячу, а то и две тысячи рублей в месяц. Поэтому занятия у нас бесплатны. Это подходит многим людям, которые испытывают финансовые трудности, но хотят тренироваться, — подчеркнул Михаил.

Фото Владислава СЕРГИЕНКО (РИА «Новости»).

Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото со страницы Олеси ХАРИТОНЕНКО в соцсети «Фейсбук» и стоп-кадры из трейлера к фильму.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №2(19298) от 19.01.2018 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

График плановых отключений на март 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в марте в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...







Рубрики новостей