По следам старых хроник солнечного курорта

В апреле 2017 года в Евпаторийском институте социальных наук – филиале КФУ им. В.И. Вернадского состоялся открытый научно-практический семинар «Проблемы исторического краеведения», на котором с докладом «Старые хроники солнечного курорта» выступили десятиклассница гимназии имени И. Сельвинского Е. Хохлова и преподаватель этой же гимназии Э. Рычко. Авторы доклада поставили целью донести современникам отдельные моменты становления демократических начинаний нового уклада российского общества, образовавшегося в результате полувековых преобразований, вызванных реформами Александра II и рожденного резолюцией Манифеста от 17 октября 1905 года. Тогда Российская империя стала дуалистической по форме правления, ограничив самодержавие конституционными установлениями. Результаты этих преобразований проявились в работе городского и земского самоуправления, бесцензурных свободах, коммерческих инициативах и предприятиях, что в совокупности обеспечило развитие города-курорта Евпатории. Сегодня, когда мы являемся участниками и свидетелями образования нового для России гражданского общества и правового государства, небезынтересно обратиться к былому опыту, где могут храниться золотые зерна полезных дел.

Основным источником данного исследования стали «Постановления Евпаторийской городской думы за 1909 год» (Евпатория, типография М. Л. Мурованского, 1911). Нами взят лишь один год, лежащий по середине между двумя войнами – Русско-японской 1904-1905 годов и Первой мировой.

«Постановления …» достаточно полно отражают работу управы и комиссий думы, ее отдельных гласных (представителей городского населения. – Ред.), состояние финансов города, а также начинания, трудности и успехи на этом пути. Системность в публикации годовых отчетов городской думы позволяет видеть и сравнивать перспективные результаты этой деятельности. В строках журналов видны люди, жители тогдашней Евпатории, поэтому данный источник информации, несомненно, заслуживает самой серьезной оценки.

Для лучшего понимания проделанной в 1909 году городской думой работы дальнейшее изложение результатов нашего труда дается по рубрикам отдельных комиссий гласных и управы.

О хлебе насущном

Сегодня эта тема по-прежнему остается в центре внимания государства, политиков и общества. Мы называем ее продовольственной проблемой. Для России в дореволюционное время она звучала значительно жестче - «проблема голода». С периодизацией в 7-9 лет голод был постоянным спутником империи. В ряде случаев целые губернии голодали по несколько лет. Ко времени нашего обзора смертность от недорода терзала страну с 1905 по 1908 год. Ее абсолютные показатели жертв иногда исчислялись сотнями тысяч и более, отсюда ясно, почему вопросы снабжения населения продуктами питания всегда были в центре внимания депутатов городских дум и земств.

Исторические хроники Евпатории 1909 года говорят о постоянной озабоченности гласных ценами, качеством и количеством продовольствия в лавочках, магазинах, харчевнях, трактирах и на рынках. Источник фиксирует неоднократно рассматриваемые думой вопросы о ценах на хлеб, мясо, молочные продукты, о качестве продовольствия и условиях его реализации в торговле. Первое в году заседание городской думы 16 марта установило следующие цены: фунт хлеба из муки высшего качества - 5 коп., 2-го сорта - 4 коп., пять бубликов общим весом 1 фунт стоили также пятачок, фунт лучшего мяса - 16 коп., баранина не считалась заслуживающей внимания, поэтому на нее разрешалась договорная цена.

На очередном заседании 4 мая дума перенесла начало работы магазинов и рыночных продавцов, торгующих молочной и мясной продукцией, на ранние часы, так как с наступлением теплого времени года молоко и мясо быстро портились (тогда холодильниками служили чаще всего только подвалы и погреба, с зимы набитые льдом). По прошениям приказчиков дума обратилась к владельцам магазинов с рекомендацией увеличить первым дни отдыха на Пасху и в Рождество Христово на три дня, а на Троицу – на два. Были перенесены и уменьшены часы работы в воскресенье перед Пасхой, Рождеством и Благовещением.

Одновременно хозяев магазинов обязали вывесить написанные крупным шрифтом плакаты с указанием часов работы и основными ценами на продукты, полиции вменен был контроль за исполнением этого постановления.

К Покрову Святой Богородицы в России убирали урожай, подрастал скот и домашняя птица, наступала пора относительного изобилия. Поэтому в октябре евпаторийская дума постановила уменьшить цену на хлеб на полкопейки за фунт, и опять возникли сомнения в честности владельцев магазинов и рыночных продавцов.

Октябрьское заседание городской думы определило размеры акцизных сборов за торговлю на 1910 год. Сроки выплат определялись 1 января и 1 июля: с магазинов, торгующих крепким алкоголем, взимали 7 565 руб., без продажи крепких напитков – 3 410. С трактирных заведений, торгующих водкой и вином, - 445 руб., без горячительных напитков, - 125 руб. Содержатели постоялых дворов вносили 100, а харчевен - по 10 руб. С кофеен уплачивалось 15 руб., с кондитерских - по 50, с пивных лавок акциз составлял 30 руб. Для правильного распределения акцизных сборов было решено пригласить на совещание владельцев этих заведений. В 1910 году ожидался прирост числа кофеен, что должно было дать городу 10 975 руб.

Изложенное выше позволяет видеть активную работу городской думы на демократических началах, а забота о сборе налогов, деятельности народной чайной, богадельни и помощи особенно нуждающимся заслуживает изучения с целью использования опыта в наши дни. Не менее интересна тема контроля за рыночными ценами, особенно во времена года, когда необходимо было обуздывать алчность торгующих…

О постройке Евпаторийского коммерческого порта и железной дороги

Важным предприятием, дающим Евпатории значительную долю городского бюджета, было море.

Местоположение города в береговой черте Черного моря нельзя признать очень удачным. Акватория, примыкающая к городу, не позволяет из-за мелководья стоянку большегрузных кораблей, да и грунт на ее дне непрочно держит якоря. Залив доступен всем ветрам и выходит в открытое море. Пологий берег с востока слабо защищает бухту, а с запада коротенький Карантинный мыс вообще не следует считать преградой стихиям. Немалой бедой была острая нехватка питьевой воды - отсюда заправка кораблей водой.

Городу были крайне необходимы достаточно длинные мощные причалы. Некоторым образом эта тема сдвинулась с мертвой точки в бытность городским головой Н. Мамуны. Вывоз хлеба, соли, продуктов животноводства, строительного камня-ракушечника, каботажная и мировая торговля требовали принятия серьезных решений по транспортным проблемам. Во многом они определялись созданием коммерческого порта и железной дороги, связывающей порт с российскими центрами.

В Крыму был опыт, где железная дорога, проходя по городу к морю, стараниями И. Айвазовского способствовала превращению Феодосии в международный порт. Эта мысль притягивала сторонников и в Евпатории и имела долгую историю. В 1909 году городская дума получила возможность приступить к строительству порта. На подряд претендовали инженеры А.М. Харченко и А.А. Чаманский. Заявку Харченко решено было «оставить без рассмотрения». Журнал заседаний Евпаторийской городской думы 17 декабря содержит следующую запись: «Заслушав по этому поводу заявление инженера А.М. Харченко, Собрание Думы, в виду совершенной неопределенности его, а также и того, что Городским Управлением по тому же поводу ведутся переговоры еще с прошлого года с инженером А. Чаманским, постановило: оставить заявление инженера Харченко без рассмотрения».

Александру Аполлоновичу Чаманскому строительство и эксплуатация порта были даны в концессию на 40 лет. Желая сохранить контроль за работой строящегося порта и не упустить коммерческую выгоду, город рекомендовал концессионеру организовать акционерное общество. «…Собрание Думы единогласно постановило: 1) срок концессии 40 лет, после чего все сооружения порта поступают безвозмездно в пользу города…3) береговая полоса порта начинается от дома Янкова на восток протяжением не менее 280 саж. 4) Общая площадь водного бассейна не менее 7 000 квадр. саж. 6) Прибыль, превышающая 8% чистого дохода от операций порта, делится пополам между городом и предпринимателем. 8) Предприниматели при заключении договора с городом о предоставлении им права устройства порта обязаны внести 2 000 руб. залога, а по получении разрешения на образование Акционерного Общества вносят еще 8 100 руб. залога».

Вопрос о железной дороге Сарабуз (Остряково) – Евпатория пока остался нерешенным, хотя крайне желательно было, в первую очередь, облегчить приезд в город отдыхающих поездами из внутренних губерний, да и стратегические задачи уже диктовали подобное развитие вопроса. Еще тогда говорили о необходимости соединения порта с конечной станцией железной дороги, но были и возражения, поскольку эта часть «нового» города все более обретала дачно-курортное лицо, а дымящие и грохочущие паровозы не очень этому соответствовали.

Нехватка финансирования отложила вопросы строительства железнодорожной ветки. Позже она так и не придет в порт, и сегодня громадные фуры дымят, с трудом продираясь по узким для них улицам от товарной станции до моря. Хорошо это или плохо, рентабельны перевалки и перегрузки или нет, можно справиться у соответствующих специалистов. Памятью того времени во многом осталась общая планировка территории порта, его пакгаузы, дошедшие до нас.

О «хлебе духовном» – удобном и прекрасном театре

Евпатория хорошела, становясь все более культурным курортом. Уже действовала Пушкинская аудитория, на бульваре играл оркестр, город исправно очищал выгребные ямы и благоустраивал тротуары, улицы озеленялись и освещались, извозчицкая биржа предоставляла услуги пассажирам по установленной таксе, гласные Казас, Айваз, Погоржельский и др. настояли принять более энергичные меры по благоустройству за счет домовладельцев, уклоняющихся от исполнения обязанностей по исправлению тротуаров и мостовых. Но оставалась еще одна очень важная пока незавершенная проблема: у города по-прежнему не было театра, хотя его строительcтво подходило к концу. Позади остались более пятнадцать лет дискуссий о выборе места, проекте, даже буфете. Все дело в том, что, по мнению завещателя М. Харача, театральный буфет мог бы обеспечить учащихся гимназий школьными завтраками по очень заниженным ценам, поэтому Харач хотел расположить театр у Пушкинской аудитории рядом с гимназиями… Увы, театр разместили от гимназий далековато, но зато широко и свободно. В 1909 году он был почти построен, не хватало денег на электрооборудование и последние штрихи. Театральная комиссия ходатайствует перед городской думой о выделении 20 тыс. рублей. В журнале заседаний городской думы за 10 сентября записано, что, «выслушав объяснения и по всестороннему обсуждению данного вопроса, Дума единогласно согласилась ассигновать на окончание оборудования театра, обстановку и установку электрических проводов для электрического освещения 20 тысяч рублей, каковые занять в Государственном или частном кредитном учреждении, или же у частного лица по краткосрочному или долгосрочному обязательству, по усмотрению Городской Управы, уполномочив Управу на все действия, связанные с совершением этого займа». Это были последние городские затраты, и уже в 1910-м на сцене нового, одного из лучших на черноморском побережье России театров зазвучала опера «Жизнь за царя». Театр стал гордостью и украшением города.

(Окончание следует.)

Эвальд РЫЧКО, преподаватель гимназии имени И. Сельвинского.

Фото с сайта история-евпатории.рф.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» от 12.01.2018 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей