Куда исчезают подрядчики

О главных причинах задержек в проведении реконструкций и капитальных ремонтов

Горожане нередко сетуют: мол, обещали власти набережную имени Терешковой в порядок привести, а ремонт все никак не закончат. Да и в сквере Ленина как-то подозрительно долго работы длились — больше года. О реконструкции площади возле Свято-Николаевского собора и у мечети Джума-Джами даже говорить нечего: там вообще ничего делать не начинали. И первым делом люди склонны подозревать, что кто-то присвоил деньги, выделенные на эти цели. Но не все так просто. «ЕЗ» решила разобраться, в чем же на самом деле кроется причина всех этих проволочек в ремонтах и строительстве.

Когда закон несовершенен

Как оказалось, виной всему банальное несовершенство закона. Как пояснил руководитель отдела городского строительства Сергей Денисов, все вышеперечисленные объекты подпадают под действие Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ). А он, закон этот, хоть и призван уменьшить возможность применения коррупционных схем по типу «откатов», все же имеет свои недостатки.

Дело в том, что данный документ четко прописывает алгоритм действий заказчика, то есть в нашем случае — ​администрации города и ее структурных подразделений. И практически не ограничивает в действиях подрядчиков. К примеру, горадминистрации нужно провести капитальный ремонт школьного пищеблока. Для этого сначала необходимо разработать проектно-сметную документацию, пройти с ней государственную экспертизу достоверности определения сметной стоимости, предусмотреть в бюджете финансирование в строгом соответствии со сметой и лишь потом объявить торги на отбор подрядной организации для выполнения работ. При этом только процедура конкурентного отбора подрядчика от момента ее опубликования и до заключения контракта занимает 45—60 дней. Кроме того, в торгах, проводимых в форме электронного аукциона, могут принимать участие любые подрядчики, имеющие аккредитацию на данной торговой площадке. И совершенно не важно, где реально находится фирма-участник, не важно, как долго она существует и есть ли у нее опыт подобной работы… В конкурсе победит тот, кто предложит меньшую цену. Вот и получается, что тендеры на проведение ремонта в Крыму выигрывают фирмы из Сибири, Якутии и бог еще знает откуда… Хотя, казалось бы, неужели у нас нет компаний, способных выполнить необходимые работы? Есть, но они просто не посчитали возможным снизить цену до той планки, которая гарантировала бы им победу в конкурсе.

Из этого вытекает еще одна проблема. Зачастую в гонке за победой в аукционе подрядчики снижают цену до такой степени, что выполнить планируемые работы за такие деньги становится просто невозможно. Но отказать таким молодчикам в их праве на сотрудничество и выполнение конкретного заказа никто не в праве. Не прописано в законе, что подрядчик не может снижать цену на свои услуги ниже определенного уровня или, например, не более чем на 10—15%. В итоге либо страдает качество работ, либо подрядчик, убедившись, что за «так» деньги платить никто не будет, просто исчезает. И хорошо, если контракт, который он выиграл, не предполагал выплату аванса…

Вот и получается, что закон учел многое: и возможность предъявления дополнительных требований к качеству работ, и возможность запроса результатов аналогичных работ по прошлым аукционам. Закон практически полностью исключил возможность коррупционных действий, поскольку заказчик узнает о победителе лишь по факту завершения аукциона. А в протоколах электронной площадки оценка участников идет исключительно по ценовому фактору — ​побеждает тот, кто предложил меньшую цену. Но не учел 44-ФЗ главного: не всегда закон нарушает заказчик, нередко на рынок выходят и недобросовестные подрядчики, которые, увы, также могут одержать победу в подобных торгах.

А чего проще? Организовал фирму-однодневку, аккредитовал ее на электронной площадке, занизил цену, получил аванс — ​и адью! После этого фирма объявляется банкротом и закрывается. А с ее владельцев и взятки гладки — ​что с банкрота возьмешь? Понятно, что схема аферы описана очень грубо и упрощенно, поскольку для участия в аукционе необходимо иметь в наличии определенные активы: работы подрядчик должен выполнять за свой счет, а полная их стоимость выплачивается лишь после того, как заказчик подпишет акт приема-передачи. Но что мешает фирме-мошеннику провернуть аферу и с предоставлением недостоверных данных? Чем, собственно, недобросовестные участники аукционов нередко и грешат.

Особенности местных строек

Но все это — ​лишь та часть айсберга, которую обычные граждане не видят. Они видят лишь, что реконструкция площади у Свято-Николаевского собора и мечети Джума-Джами как-то подозрительно затягивается. А почему — ​не знают. Поэтому и строят догадки, мол, разворовали деньги, теперь строить не на что. А деньги-то как раз есть, просто их дать никому не могут. Ибо подрядчик, выигравший этот контракт, приступил к выполнению работ, но когда понял, что не справляется, просто «собрал вещи» и ушел. И даже аванс не получил, то есть денег на этом объекте не «наварил» никто. Подрядчик переоценил свои силы, а городские власти потеряли уйму времени. В результате контракт с фирмой был расторгнут в одностороннем порядке — ​в связи с неисполнением подрядчиком его условий. И теперь администрацию ждет новая процедура участия в аукционе, и нет никакой гарантии, что история не повторится снова. А сделать ничего нельзя — ​таков уж он, этот 44-ФЗ.

Примерно так же обстоят дела и с капитальным ремонтом пищеблока в одиннадцатой школе. Но там подрядчик получил аванс, сделал часть работ, а когда средства закончились, начал предъявлять заказчику всевозможные претензии и выдумывать причины, по которым он якобы не может выполнить работы… Все бы ничего, проблемы на стройке есть всегда, но они решаются, когда есть трудовой ресурс — ​ведь тогда существует и сама возможность решения возникающих вопросов. В данном же случае на объекте и люди «кончились» вместе с авансом. Более того, речь шла о работе довольно плохого качества, которую необходимо было еще и переделать. В итоге договор, конечно, расторгли, но отделу городского строительства теперь предстоит провести оценку уже выполненных работ на предмет их качества и стоимости, чтобы с учетом всех этих изменений составить новую документацию для проведения повторных торгов.

По информации заместителя начальника департамента городского хозяйства Андрея Тюрягина, похожая ситуация в прошлом году сложилась и в процессе реконструкции сквера имени Ленина. Там тоже «пропал» недобросовестный подрядчик. Но очередной аукцион все-таки принес городу удачу, и сейчас работы в сквере уже подходят к концу.

Мораль

Так и получается, что городские власти являются как бы заложниками несовершенства законодательства. Винить их, конечно, можно, и во многом, наверное, есть за что. Но конкретно в подобных ситуациях, простите за каламбур, местная власть, увы, не властна. Ведь недостатки федерального закона можно исправить лишь на федеральном уровне. Мы же с вами можем сделать лишь одно: не рубить с плеча и не судить других, не вникнув в суть проблемы.

Начинать нужно с себя

Пока одна часть населения возмущается слишком долгим ремонтом на некоторых объектах города, другая портит то, что уже удалось сделать. Речь идет о вандализме. Неизвестные разрисовали красной краской недавно возведенные декоративные мостики на набережной имени Терешковой.

Реконструкция сквера имени Караева и набережной, конечно, еще не завершена. Впереди немалый объем работ, однако это вовсе не повод портить то немногое, что уже удалось сделать. Понятно, что эти художества быстро ликвидируют, и ясно, что на таком объекте должна была быть охрана, которая бы не допустила подобного кощунства… Но о какой красоте в городе можно говорить, если наши с вами дети не умеют ценить чужой труд? Ведь неизвестные умельцы успевают раньше строителей: те еще не завершили работы, а эти уже испортили результат их труда! И это даже не смешно…

Мы склонны осуждать других за якобы плохо выполненную работу. Чужой труд вообще всегда легко оценивать. Но начинать все же стоит с себя. Прежде всего нужно разъяснить своим детям самое главное: что такое хорошо и что такое плохо. Потому что пока младшее поколение не научится разбираться в этих несложных, по сути, понятиях, ни о каких изменениях к лучшему в городе говорить не приходится. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Красиво не там, где строят, а там, где не ломают.

Алина КРОТОВА.

Фото автора и Нияры АБСЕМЕТОВОЙ.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №60 (19282) от 22.09.2017 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей