О главных причинах задержек в проведении реконструкций и капитальных ремонтов
Горожане нередко сетуют: мол, обещали власти набережную имени Терешковой в порядок привести, а ремонт все никак не закончат. Да и в сквере Ленина как-то подозрительно долго работы длились — больше года. О реконструкции площади возле Свято-Николаевского собора и у мечети Джума-Джами даже говорить нечего: там вообще ничего делать не начинали. И первым делом люди склонны подозревать, что кто-то присвоил деньги, выделенные на эти цели. Но не все так просто. «ЕЗ» решила разобраться, в чем же на самом деле кроется причина всех этих проволочек в ремонтах и строительстве.
Когда закон несовершенен
Как оказалось, виной всему банальное несовершенство закона. Как пояснил руководитель отдела городского строительства Сергей Денисов, все вышеперечисленные объекты подпадают под действие Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ). А он, закон этот, хоть и призван уменьшить возможность применения коррупционных схем по типу «откатов», все же имеет свои недостатки.
Дело в том, что данный документ четко прописывает алгоритм действий заказчика, то есть в нашем случае — администрации города и ее структурных подразделений. И практически не ограничивает в действиях подрядчиков. К примеру, горадминистрации нужно провести капитальный ремонт школьного пищеблока. Для этого сначала необходимо разработать проектно-сметную документацию, пройти с ней государственную экспертизу достоверности определения сметной стоимости, предусмотреть в бюджете финансирование в строгом соответствии со сметой и лишь потом объявить торги на отбор подрядной организации для выполнения работ. При этом только процедура конкурентного отбора подрядчика от момента ее опубликования и до заключения контракта занимает 45—60 дней. Кроме того, в торгах, проводимых в форме электронного аукциона, могут принимать участие любые подрядчики, имеющие аккредитацию на данной торговой площадке. И совершенно не важно, где реально находится фирма-участник, не важно, как долго она существует и есть ли у нее опыт подобной работы… В конкурсе победит тот, кто предложит меньшую цену. Вот и получается, что тендеры на проведение ремонта в Крыму выигрывают фирмы из Сибири, Якутии и бог еще знает откуда… Хотя, казалось бы, неужели у нас нет компаний, способных выполнить необходимые работы? Есть, но они просто не посчитали возможным снизить цену до той планки, которая гарантировала бы им победу в конкурсе.
Из этого вытекает еще одна проблема. Зачастую в гонке за победой в аукционе подрядчики снижают цену до такой степени, что выполнить планируемые работы за такие деньги становится просто невозможно. Но отказать таким молодчикам в их праве на сотрудничество и выполнение конкретного заказа никто не в праве. Не прописано в законе, что подрядчик не может снижать цену на свои услуги ниже определенного уровня или, например, не более чем на 10—15%. В итоге либо страдает качество работ, либо подрядчик, убедившись, что за «так» деньги платить никто не будет, просто исчезает. И хорошо, если контракт, который он выиграл, не предполагал выплату аванса…
Вот и получается, что закон учел многое: и возможность предъявления дополнительных требований к качеству работ, и возможность запроса результатов аналогичных работ по прошлым аукционам. Закон практически полностью исключил возможность коррупционных действий, поскольку заказчик узнает о победителе лишь по факту завершения аукциона. А в протоколах электронной площадки оценка участников идет исключительно по ценовому фактору — побеждает тот, кто предложил меньшую цену. Но не учел 44-ФЗ главного: не всегда закон нарушает заказчик, нередко на рынок выходят и недобросовестные подрядчики, которые, увы, также могут одержать победу в подобных торгах.
А чего проще? Организовал фирму-однодневку, аккредитовал ее на электронной площадке, занизил цену, получил аванс — и адью! После этого фирма объявляется банкротом и закрывается. А с ее владельцев и взятки гладки — что с банкрота возьмешь? Понятно, что схема аферы описана очень грубо и упрощенно, поскольку для участия в аукционе необходимо иметь в наличии определенные активы: работы подрядчик должен выполнять за свой счет, а полная их стоимость выплачивается лишь после того, как заказчик подпишет акт приема-передачи. Но что мешает фирме-мошеннику провернуть аферу и с предоставлением недостоверных данных? Чем, собственно, недобросовестные участники аукционов нередко и грешат.
Особенности местных строек
Но все это — лишь та часть айсберга, которую обычные граждане не видят. Они видят лишь, что реконструкция площади у Свято-Николаевского собора и мечети Джума-Джами как-то подозрительно затягивается. А почему — не знают. Поэтому и строят догадки, мол, разворовали деньги, теперь строить не на что. А деньги-то как раз есть, просто их дать никому не могут. Ибо подрядчик, выигравший этот контракт, приступил к выполнению работ, но когда понял, что не справляется, просто «собрал вещи» и ушел. И даже аванс не получил, то есть денег на этом объекте не «наварил» никто. Подрядчик переоценил свои силы, а городские власти потеряли уйму времени. В результате контракт с фирмой был расторгнут в одностороннем порядке — в связи с неисполнением подрядчиком его условий. И теперь администрацию ждет новая процедура участия в аукционе, и нет никакой гарантии, что история не повторится снова. А сделать ничего нельзя — таков уж он, этот 44-ФЗ.
Примерно так же обстоят дела и с капитальным ремонтом пищеблока в одиннадцатой школе. Но там подрядчик получил аванс, сделал часть работ, а когда средства закончились, начал предъявлять заказчику всевозможные претензии и выдумывать причины, по которым он якобы не может выполнить работы… Все бы ничего, проблемы на стройке есть всегда, но они решаются, когда есть трудовой ресурс — ведь тогда существует и сама возможность решения возникающих вопросов. В данном же случае на объекте и люди «кончились» вместе с авансом. Более того, речь шла о работе довольно плохого качества, которую необходимо было еще и переделать. В итоге договор, конечно, расторгли, но отделу городского строительства теперь предстоит провести оценку уже выполненных работ на предмет их качества и стоимости, чтобы с учетом всех этих изменений составить новую документацию для проведения повторных торгов.
По информации заместителя начальника департамента городского хозяйства Андрея Тюрягина, похожая ситуация в прошлом году сложилась и в процессе реконструкции сквера имени Ленина. Там тоже «пропал» недобросовестный подрядчик. Но очередной аукцион все-таки принес городу удачу, и сейчас работы в сквере уже подходят к концу.
Мораль
Так и получается, что городские власти являются как бы заложниками несовершенства законодательства. Винить их, конечно, можно, и во многом, наверное, есть за что. Но конкретно в подобных ситуациях, простите за каламбур, местная власть, увы, не властна. Ведь недостатки федерального закона можно исправить лишь на федеральном уровне. Мы же с вами можем сделать лишь одно: не рубить с плеча и не судить других, не вникнув в суть проблемы.
Начинать нужно с себя
Пока одна часть населения возмущается слишком долгим ремонтом на некоторых объектах города, другая портит то, что уже удалось сделать. Речь идет о вандализме. Неизвестные разрисовали красной краской недавно возведенные декоративные мостики на набережной имени Терешковой.
Реконструкция сквера имени Караева и набережной, конечно, еще не завершена. Впереди немалый объем работ, однако это вовсе не повод портить то немногое, что уже удалось сделать. Понятно, что эти художества быстро ликвидируют, и ясно, что на таком объекте должна была быть охрана, которая бы не допустила подобного кощунства… Но о какой красоте в городе можно говорить, если наши с вами дети не умеют ценить чужой труд? Ведь неизвестные умельцы успевают раньше строителей: те еще не завершили работы, а эти уже испортили результат их труда! И это даже не смешно…
Мы склонны осуждать других за якобы плохо выполненную работу. Чужой труд вообще всегда легко оценивать. Но начинать все же стоит с себя. Прежде всего нужно разъяснить своим детям самое главное: что такое хорошо и что такое плохо. Потому что пока младшее поколение не научится разбираться в этих несложных, по сути, понятиях, ни о каких изменениях к лучшему в городе говорить не приходится. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Красиво не там, где строят, а там, где не ломают.
Алина КРОТОВА.
Фото автора и Нияры АБСЕМЕТОВОЙ.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №60 (19282) от 22.09.2017 г.