Горожане нередко выражают недовольство работой органов здравоохранения. Чаще всего, конечно, людей возмущают очереди в поликлиниках, перед кабинетом травмпункта и у приемного покоя. Некоторые огорчены не слишком хорошим отношением отдельных врачей к пациентам… Что ж, такое действительно бывает. Но приятнее всего — и врачам, и нам — слышать слова благодарности в адрес добросовестных медицинских работников. А такие, к счастью, тоже не редкость.
История болезни
В редакцию «ЕЗ» обратился наш постоянный читатель, рассказавший простую, казалось бы, историю. Как-то вечером у молодого мужчины прихватило почки. И так прихватило, что он решил вызвать карету скорой помощи: мочекаменная болезнь — это, извините, не шутки. Состояние не из приятных, да еще и определенную опасность может представлять, если не провести полагающихся в таких случаях обследований, а при необходимости и лечения. На вызов приехала бригада медиков, в составе которой был и молодой фельдшер Вадим Лисенко, оказавший больному необходимую помощь. После этого мужчину доставили в городскую больницу, там врачи провели обследование и, поскольку особой угрозы для жизни и здоровья пациента не обнаружили, отправили его домой — перетерпеть приступ. Мол, Бог терпел и нам велел…
И мужчина терпел. Мужественно терпел всю ночь — до тех пор, пока ему снова не стало совсем уж худо. Знакомые не понаслышке с этим недугом знают: когда из почек выходят камни, хоть как-то облегчить состояние может только укол сильнодействующего обезболивающего в сочетании с хорошим спазмолитиком. В домашних условиях далеко не все люди способны сделать себе или другим инъекцию. Вот и пришлось вызывать «скорую» повторно. А на повторный вызов по одной и той же причине, особенно когда жизни пациента ничего, кроме острой изматывающей боли, не угрожает, врачи особо не спешат. С одной стороны, понятно: летом других вызовов полно, причем таких, где счет действительно может идти на минуты. Но, с другой стороны, можно понять и мужчину — ему-то как быть? В больницу не положили, в поликлинике вряд ли помогут, а если и помогут — то вряд ли на этой неделе, а помощь ведь крайне нужна сейчас! В итоге все же «скорую» нашему читателю отправили. И вот же чудо: совершенно случайно на вызов приехал все тот же фельдшер. Он снова оказал мужчине необходимую помощь и находился рядом с ним до тех пор, пока не убедился, что состояние больного улучшается.
Наконец нашему читателю стало значительно легче, а через некоторое время и о самом приступе у него остались только неприятные воспоминания… И только доброго, на редкость человечного и вежливого медработника, приехавшего на вызов, он и теперь вспоминает с радостью и благодарностью:
— Человек-улыбка! Измеряя давление — улыбается. Улыбается, записывая персональные данные. Четко, методично расспрашивая о симптомах, он улыбается, а мне — явно легчает. А вот от укола или улыбки — участливой, человечной? Думаю, от улыбки. «Скорая» — улыбчивая помощь. Да! Именно так.
Всего лишь инструмент?
Мы решили спросить у самого медработника, помнит ли он тот вызов и часто ли в его адрес звучат благодарности. Вадим Лисенко пояснил, что вызовов сейчас действительно очень много, особенно летом, когда в город приезжают отдыхающие, да вдобавок из-за жары у многих скачет давление. Конечно, в таких условиях просто невозможно запомнить каждый выезд. Но та ситуация все же отложилась в памяти: человеку действительно было очень больно, и он надеялся на помощь, которую медработник вполне был способен оказать. Однако с благодарностями в жизни работников «скорой» как-то негусто…
— Понимаете, — рассказал фельдшер, — люди чаще всего не воспринимают нас как врачей или даже хотя бы людей, а относятся к нам как к инструменту: вызвал — приехали — помогли. И все. Кто-то вызывает «скорую» как такси, чтобы доехать до больницы, для кого-то мы являемся аналогом аптеки, когда дома заканчиваются определенные лекарственные средства… Пожилые люди нередко вызывают «скорую» просто для того, чтобы кто-то измерил им давление и выслушал их рассказ о жизни. И многие пациенты даже спасибо не говорят после того, как мы им оказываем помощь. Они не считают это необходимым, воспринимая лишь как средство достижения определенной цели. Поэтому благодарности в нашей практике — явление достаточно редкое и оттого особенно приятное. Знаете, после таких случаев даже как-то работать хочется еще лучше: они заряжают тебя позитивом, ты понимаешь, что кому-то действительно помог, и после этого появляется желание идти и помогать другим. Не просто выполнять свою работу, а именно помогать…
Такой ответ — это своего рода откровение. Ведь действительно многие относятся к людям определенных профессий исключительно потребительски. Хотя работа фельдшера «скорой» — далеко не самая простая. Когда всю ночь ты вынужден ездить на вызовы к людям, которые испытывают боль или какой-то дискомфорт и от этого бывают раздражительны… Когда тебя вызывают на ДТП, где от твоих действий почти всегда зависит чья-то жизнь, где секунда твоего промедления может лишить кого-то родного человека… В таких условиях нетрудно и сломаться. Это неимоверно сложная и напряженная работа, в которой важно умение быстро принимать ответственные решения в сложных ситуациях и максимально сосредотачиваться, собирать в кулак все мысли и чувства даже тогда, когда сосредоточиться, кажется, нереально…
— Самые сложные вызовы — это когда приходится ехать на ДТП. Особенно, если в них пострадали сразу несколько человек. В моей практике такое уже случалось не раз. И тогда нужно действовать максимально правильно и быстро, чтобы к моменту госпитализации состояние пострадавших если не улучшилось, то хотя бы оставалось стабильным, — пояснил Вадим.
Сотрудники «скорой» — это своего рода «универсальные солдаты». Они должны уметь оказать помощь как пожилым людям, так и новорожденным малюткам. За день им приходится десятки раз измерять давление, температуру, делать уколы, накладывать шины на пострадавшие конечности. Мало кто способен вынести подобный режим, но это их работа, их жизнь. А нам нужно только перестать относиться к ним так черство, потребительски… Ведь каждый из них — не просто человек, а Человек с большой буквы, за плечами которого не одна спасенная жизнь.
Кстати
В обычное время в диспетчерскую службу Евпаторийской станции скорой медицинской помощи №26 в сутки поступает в среднем от 100 до 150 вызовов. В разгар сезона за сутки в «скорую» поступает более 200 звонков. Кроме того, одна бригада медиков за смену отрабатывает порядка 7-16 вызовов в зависимости от дальности расстояния. Смена длится 12 часов
Мила АНТОНОВА.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №55 (19277) от 18.08.2017 г.