Доктор Померанский: подвиг длиною в жизнь

«Не могут люди вечно быть живыми, но счастлив тот, чье будут помнить имя».

Алишер Навои, узбекский поэт.

Девятого июля исполняется сто лет со дня рождения почетного гражданина Евпатории, кандидата медицинских наук, заслуженного врача Украинской ССР, участника боевых действий в Великой Отечественной войне, военно-полевого хирурга, начальника Евпаторийского Центрального детского клинического санатория МО СССР в 1957—1973 годах Людвига Иосифовича Померанского.

Волею судьбы…

Родился Людвиг Иосифович 9 июля 1917 года в многодетной польской семье крестьян-единоличников. Место рождения — ​Чернивцы Винницкой области. Рождение седьмого ребенка в семье совпало с годом двух разрушительных революций — ​Февральской и Октябрьской, породивших братоубийственную Гражданскую войну. Семью Померанских не миновала участь многих крестьян-единоличников. В 1918 году были убиты два старших сына: братья работали на своем поле, когда на них напали бандиты с целью украсть лошадей. Глава семьи, Иосиф Викторович, не смог перенести эту трагедию и вскоре умер.

Мать, Эмилия Антоновна, в 40 лет осталась вдовой с пятью детьми. Старшей дочери в то время едва исполнилось шестнадцать лет, а самому младшему ребенку не было и года. Трагедия не сломила Эмилию Антоновну. Она взяла на себя весь груз забот по ведению крестьянского хозяйства — ​и сумела справиться одна. В годы разрухи, анархии, бандитизма, разбоя и унижения женщина смогла сохранить семью, вырастить всех детей и воспитать их правильно: привить любовь к Отчизне и приучить к крестьянскому труду.

В 1931 году Эмилия Антоновна и два ее сына — ​Виталий и Янко были репрессированы, внесены в списки кулаков, подлежащих раскулачиванию, несмотря на то, что вели крестьянское хозяйство своими силами. Они были депортированы — ​Виталий в Пермскую область, а Янко с матерью в Красноярский край. Им было предписано проживание без права переписки с родственниками. Во время депортации Людвиг Иосифович находился в больнице: он заболел скарлатиной, и врачи запретили его забирать. Это врачебное решение стало для него судьбоносным. Так он и остался на иждивении старшей сестры. Когда подрос, стал работать в колхозе «Серп и молот». В 1932-м окончил польскую семилетнюю школу. Его как примерного, дисциплинированного и трудолюбивого колхозника правление колхоза направило на учебу в Московский рабфак имени В.И. Ленина. Вступительные экзамены он сдал на «отлично» и был зачислен студентом польского отделения рабфака. Учебное заведение для рабочих и крестьян Л.И. Померанский окончил с отличием и был приглашен продолжить образование в Московской военной ветеринарной академии.

В академии Людвиг Иосифович успел принять участие в военном параде на Красной площади 7 ноября 1937 года, а уже в апреле 1938-го, без каких-либо объяснений, наряду с некоторыми другими слушателями его отчислили… После долгих попыток узнать причину отчисления Померанский получил ответ: «Мы сделали ошибку, что приняли вас, теперь нас поправили…» Вот такие были мрачные времена.

Начались мытарства. Он много раз обращался в разные вузы — ​в трех мединститутах, ветеринарном институте ответ был один: «Мест нет». И только директор 3-го медицинского института, сжалившись над упорно желающим учиться юношей, зачисляет его студентом третьего курса условно. А вскоре, после успешной сдачи экзаменов по нормальной анатомии человека и дарвинизму, Людвиг Померанский становится de facto и de jure студентом третьего курса института.

В период сдачи госэкзаменов в 1941 году он получает предложение от заведующего кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии занять должность аспиранта. Но все планы разрушило нападение гитлеровской Германии на Советский Союз.

Людвиг Иосифович получил врачебный диплом с отличием и был призван в ряды Красной Армии с присвоением ему звания «военврач III ранга» (майор медицинской службы после февраля 1942 года. — Авт.). Молодого врача назначили командиром санитарной роты 1087-го стрелкового полка 322-й стрелковой дивизии, ему довелось защищать Москву — ​город, ставший для него родным.

Опыта у молодого военврача не было, однако вместе со всеми он работал круглые сутки: наши войска изо всех сил сдерживали натиск фашистских полчищ, желающих до зимних холодов захватить столицу. Хирургическая работа выполнялась под обстрелами и бомбежкой. До сих пор в личном архиве Людвига Померанского хранится экземпляр красноармейской газеты 322-й стрелковой дивизии от 27 января 1942 года. В статье сказано: «Санитарная рота военврача III ранга Померанского Л.И. при защите личным составом позиций, удачно заняв оборону, в течение нескольких часов сдерживала прорвавшиеся вражеские войска, тогда как вторая часть личного состава медработников успешно провела эвакуацию раненых из села, все были спасены». Подобных ситуаций на боевом пути военврача Померанского было много — ​при освобождении занятых фашистами территорий России, Украины, Белоруссии и Польши.

В апреле 1942 года за проявленные героизм и находчивость военврачу III ранга Л.И. Померанскому лично командующим 60-й армии генерал-лейтенантом (в конце войны — ​Маршал Советского Союза. — ​Авт.) И.Х. Баграмяном от имени Президиума Верховного Совета СССР была вручена первая боевая награда — ​медаль «За отвагу».

Затем Людвиг Иосифович принимал участие в освобождении Брянска, далее в составе Донского и Воронежского фронтов его дивизия активно участвовала в обороне и разгроме немецких войск под Сталинградом, в знаменитой битве на Курской дуге, а также при освобождении Киева, Житомира, Львова, Тернополя, Перемышля и далее — ​польской территории до города Жешува. За эти почти три года непрерывных победных действий 322-й стрелковой дивизии совершенствовалось хирургическое мастерство и увеличивался командный опыт военврача Померанского. Он был назначен на должность ведущего хирурга медико-санитарного батальона и армейского военного госпиталя 60-й общевойсковой армии.

Как говорится, на войне как на войне: среди ужаса обстрелов, боев, крови и смерти происходят такие события, что и представить невозможно… Это произошло в декабре 1943-го: под Киевом, уже освобожденном от фашистов, он встретил ее, свою Шурочку Исаеву. Сама судьба вела их друг к другу! Капитан медицинской службы А.И. Исаева была старшим врачом отдельного истребительного танкового полка. Она сопровождала раненых на лечение в медико-санитарный батальон, в котором служил майор медицинской службы Л.И. Померанский.

Во второй половине октября 1944 года по распоряжению медицинского управления фронта Померанский был направлен на двухгодичную учебу в Ленинградскую военно-медицинскую ордена Ленина Краснознаменную академию имени С.М. Кирова. Учеба для слушателей 1-го факультета усовершенствования врачей в академии была интересной и необходимой для дальнейшей службы. Лекции читали выдающиеся ученые — ​профессора и академики Л.А. Орбели, Н.К. Аничков, П.А. Куприянов, С.А. Новотельников и другие светила мирового значения.

 

 

Отвоевав за мир, продолжает воевать за здоровье

Победу в Великой Отечественной Людвиг Иосифович встретил в Ленинграде. По окончании учебы Л.Померанский получает диплом с присвоением ему квалификации «Ортопедия с курсом военно-полевой хирургии». При распределении слушателей приказом Министерства обороны СССР его назначают на должность старшего ординатора Евпаторийского Центрального детского костнотуберкулезного санатория Красной Армии.

В отделении, в котором приступил к работе 29-летний врач, находились на лечении дети с костно-суставным туберкулезом различной локализации и тяжести. На каждого ординатора приходилось по 40—45 детей. Первые шаги на новом поприще были весьма трудными: доктору пришлось изучать клинику и лечение костно-суставного туберкулеза практически с нуля. Ни в медицинском институте, ни в академии отдельным курсом костно-суставной туберкулез не преподавали. В процессе врачебных обходов и с помощью самообразования Людвиг Иосифович постепенно стал овладевать техникой гипсования, особенностями изучения рентгеновских снимков больных, учился пунктировать абсцессы. Таким образом он освоил новую для себя специальность. В то время в санатории, как и повсеместно, применялся так называемый консервативный метод — ​повышение сопротивляемости детского организма к туберкулезу. При этом использовались солнце, воздух, рациональное питание, обеспечивался покой пораженного сегмента организма. Климатолечение в санатории было основным лекарством для этого грозного заболевания. Результаты такого лечения были не очень утешительными: болезнь протекала длительно и мучительно для маленьких пациентов, с частыми обострениями, инвалидизацией.

Применение в 1947 году и в последующие годы антибиотиков — ​пенициллина и стрептомицина значительно улучшило эффективность лечения. Но по всей стране оставалась нерешенной проблема лечения туберкулезного менингита. Внутримышечное введение антибиотиков оказывалось неэффективным, так как препарат не мог проникнуть через гематоэнцефалический барьер. Такие больные почти в 100% случаев погибали. Для молодого лечащего врача Людвига Померанского, уже и в должности начальника отделения, не было более тягостного состояния, чем чувство беспомощности у постели больного ребенка. Становилось страшно, когда малыш, казалось, рожденный для того, чтобы жить, радоваться счастью, дарованному ему самой природой, начинает чахнуть… Он смотрит на врача невинными, полными надежды ясными глазами, как бы говоря: «Ты же врач, ты все можешь. Я хочу жить, и ты меня обязан спасти!»

 

Страшно, когда малыш, казалось, рожденный для того, чтобы жить, радоваться счастью, дарованному ему самой природой, начинает чахнуть… Он смотрит на врача невинными, полными надежды ясными глазами, как бы говоря: «Ты же врач, ты все можешь. Я хочу жить, и ты меня обязан спасти!» А врач беспомощен, он не в силах спокойно и уверенно смотреть ребенку в глаза, поэтому пытается утешить его, произнося заведомую ложь: «Все будет хорошо…»

 

А врач беспомощен, он не в силах спокойно и уверенно смотреть ребенку в глаза, поэтому пытается утешить его, произнося заведомую ложь: «Все будет хорошо…» Это ужасно!

В памяти бывшего военно-полевого хирурга возникают воспоминания о своей боевой практике. Когда надо было принимать решение быстро, он всегда знал, как поступить, если на операционном столе лежал тяжелораненый боец…

И Людвиг Иосифович принимает решение лично заняться проблемой лечения туберкулезного менингита. В свой очередной отпуск он едет в Москву в Центральный НИИ туберкулеза на встречу с академиком АМН СССР Т.П. Краснобаевым.

Предложение Л.И. Померанского лечить больных детей с туберкулезным менингитом методом введения стрептомицина в спинномозговой канал и продолговатый мозг головного мозга было тщательно рассмотрено, а затем согласовано и одобрено.

В дальнейшем академик Т.П. Краснобаев стал научным руководителем многих научно-практических и диссертационных работ врачей санатория.

Следует отметить, что эти инъекции требовали филигранной точности и высочайшей ответственности врача за жизнь больного ребенка. С выполнением этой задачи без специальной подготовки едва ли справился бы знаменитый Левша из рассказа Н.С. Лескова, подковавший стальную блоху…

Инъекционная игла должна точно попасть в дно ромбовидной ямки продолговатого мозга. Если она «проскочит» на 1—2 мм глубже, то повредит при этом дыхательный или сердечный центр — ​и летальный исход наступит мгновенно! Людвиг Иосифович ювелирно владел этим «искусством»: в течение пяти лет он ежедневно проводил лечение детей с туберкулезным менингитом не только в своем санатории Красной Армии, но и в других санаториях Евпаторийского курорта. Для этого пешком, а в летнее время на велосипеде он посещал санатории, где проводил лечение больных детей по своему методу. Им были пролечены 126 маленьких пациентов с этим страшным, смертельным в 100% случаев заболеванием. Троих детей спасти не удалось. Они поступили в санаторий в тяжелом состоянии, практически умирающими, но 123 ребенка и их лечащий врач из смертельной схватки с болезнью вышли победителями. Для Людвига Иосифовича это была еще одна Победа! Она принесла ему бесконечную благодарность матерей и признание ученых нашей страны, врачебной общественности Крыма, города-курорта Евпатории и, конечно же, сотрудников санатория. Обобщив результат лечения пункциями в сочетании с курортными факторами, Л.Померанский написал и успешно защитил диссертацию на тему «Лечение туберкулезного менингита в условиях курорта». В 1956-м он получил степень кандидата медицинских наук.

Важно отметить, что свою работу доктор писал в редкие свободные часы после работы и во время очередных отпусков. Будучи максимально загруженным на должности главного ортопеда и заместителя начальника санатория по медицинской части, он не использовал ни положенный соискателям этого звания отпуск, ни предоставляемые аспирантам возможности для изучения литературы в крупных библиотеках страны. И только из-за личной скромности и порядочности Померанского ему не была присвоена ученая степень доктора наук. Ученым советом по присуждению степеней Крымского медицинского института ему было предложено выполнить незначительные дополнения, но Людвиг Иосифович от этого отказался. Ему было важно не получить степень, а передать в диссертации свой опыт спасения больных детей. Это было новое и эффективное направление в лечении туберкулезного менингита, которое в очень короткое время стало применяться многими лечебными детскими учреждениями страны.

 

 

И вновь борьба — ​покой нам только снится…

К хирургическому лечению костно-суставного туберкулеза в стране относились сдержанно и даже пессимистично. Достаточно привести опыт французского хирурга Л.Э. Эпископо, который произвел 120 операций на коленном суставе больным такого профиля, и все они либо умерли вскоре после операции от распространения туберкулезного процесса, либо остались безнадежно больными, ожидающими своего печального исхода…

А в хирургическом отделении санатория операции на крупных суставах, а также более сложные — ​на пораженном позвоночнике, проводились сотнями в год. Оперированные больные, впервые за всю историю лечения, стали выписываться излечившимися от туберкулеза. Это был триумф для хирургов санатория и его начальника, а также успех хирургии союзного значения! Так и хочется о них вспомнить словами древнеримских мудрецов: «Природа создала нас для чего-то большего…»

 

Это произошло в декабре 1943 года: под Киевом, уже освобожденном от фашистов, он встретил ее, свою Шурочку Исаеву. Сама судьба вела их друг к другу!

 

Во второй половине 50-х годов прошлого столетия детское население страны настигла вторая беда — ​началась эпидемия полиомиелита.

Жители старшего поколения нашего курортного города еще помнят холодящую душу картину: множество инвалидных колясок с детьми во всех уголках города, а в санаториях — ​палаты беспомощных детей, прикованных тяжелой болезнью к кроватям.

Полиомиелит, говоря словами французского детского ортопеда профессора Э. Гроссиора, — ​виртуоз деформации костей. Возможности для лечения этих детей, в большей степени инвалидов с детства, наработанные десятилетиями (в нашем санатории еще в 30-е годы прошлого столетия существовало штатное детское неврологическое отделение для больных детей с последствиями полиомиелита и детским церебральным параличом. — ​Авт.), имели свой предел. Это прекрасно понимал полковник медицинской службы, кандидат медицинских наук Л.И. Померанский. Большинство больных, находящихся в санатории, нуждались в ортопедохирургической помощи. Но для оказания подобному контингенту квалифицированной и специализированной помощи нужны были опытные кадры. С этой целью Людвиг Иосифович посещает ведущие профильные институты страны, где знакомится с объемом помощи, оказываемой детям с такой патологией. Заручившись поддержкой ведущих специалистов в этой области, он получает согласие на прикомандирование врачей-хирургов нашего санатория М.И. Гурева, А.М. Карпова и Н.С. Седина на учебу в эти учреждения. В дальнейшем ведущие ученые этих клиник стали научными руководителями и кураторами научно-практической и лечебно-диагностической деятельности специалистов нашего санатория. После обучения врачи-хирурги смогли проводить хирургическую коррекцию костных деформаций у детей, а в сочетании с санаторно-курортными факторами лечение детей стало комплексным.

Это поистине судьбоносное решение начальника санатория Л.И. Померанского было правильным и своевременным. Хирурги санатория стали выполнять сложнейшие операции: их хирургическая деятельность снискала высокий авторитет санаторию как в стране, так и за рубежом. Подобному высокому признанию, безусловно, способствовала жизненная позиция самого Л.И. Померанского: активно привлекать врачей санатория к эффективной научной работе. Он считал, что настоящий врач не может быть узким ремесленником. По его мнению, которое было основано на собственном опыте, врач может успешно и эффективно лечить, только сочетая научную и практическую работу, систематически пополняя свои знания.

В период руководства санаторием (1957—1973) сам полковник медицинской службы Л.И. Померанский и врачи санатория защитили девять кандидатских диссертаций. В санатории постоянно выполнялись научные исследования по избранным диссертационным темам, а также проводились научно-практические конференции с участием в них врачей санатория — ​внутренние санаторные, городские, областные, республиканские, всесоюзные и международные.

(Продолжение следует.)

 

Анатолий НЕНЬКО, начальник санатория МО (1987—2011) , почетный гражданин Евпатории, кандидат медицинских наук, полковник медслужбы в отставке.

Фото из архива К.Л. ПОМЕРАНСКОГО.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №49 (19271) от 7.07.2017 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей