И его правовые основания, предусмотренные законом
Прокуратурой города Евпатории осуществляется надзор за правоохранительными органами, в том числе и при задержании лиц, в соответствии с действующим законодательством.
Задержание в самом широком смысле представляет собой меру государственного принуждения, которая осуществляется в ходе правоохранительной деятельности и заключается в кратковременном (на срок не свыше 48 часов) лишении человека права на свободу и личную неприкосновенность, что прямо предусмотрено Конституцией Российской Федерации, где в части 2 статьи 22 четко отмечается, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию более чем на 48-часовой срок.
В отличие от иных мер принуждения, связанных с ограничением права на свободу и личную неприкосновенность, задержание носит исключительно внесудебный характер. Решение о задержании принимает орган или должностное лицо, осуществляющие предварительное расследование по уголовному делу, выполняющие оперативно-розыскные мероприятия или проводящие административную деятельность. Правом задержания подозреваемого по уголовному делу наделены орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа, административное задержание также могут проводить органы исполнительной власти и их должностные лица, в частности полиция, пограничные органы, таможенные органы и т.д.
Прокуратурой города за первое полугодие текущего года проведены три проверки исполнения требований федерального законодательства при задержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Проведенными проверками выявлены факты несоблюдения требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих задержание граждан по подозрению, обвинению в совершении преступлений.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основанием для ограничения свободы физического лица в том числе является и задержание последнего по подозрению, обвинению в совершении преступлений с последующим возложением обязанностей по соблюдению прав задержанного на администрации соответствующих учреждений.
По результатам рассмотрения указанных представлений с участием прокурора к дисциплинарной ответственности привлечены шесть должностных лиц.
Прокуратурой города Евпатории осуществляется постоянный надзор за законностью задержания лиц на основании административного и уголовно-процессуального законодательства, изучаются основания задержания, а также законность и обоснованность лишения человека права на свободу и личную неприкосновенность.
М. ПАНАРИН, помощник прокурора г. Евпатории.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №48 (19270) от 30.06.2017 г.