Вот она — цепь времен. В Международном центре театрального искусства «Золотой ключик» состоялась большая (во всех смыслах) премьера. Как полагается, с аншлагом. Спектакль взрослой труппы МЦТИ (молодежного театра «Студия 22») по пьесе Александра Островского «Женитьба Бальзаминова» ждали давно. И то, что он стал событием задолго до премьеры, — нисколько не удивительно. Посвящение этой работы режиссером-постановщиком, худруком «Золотого ключика» отцу Олегу Пермякову, который вместе с супругой Ниной Пермяковой основал центр, можно сказать, освятило спектакль, приуроченный к 30-летию МЦТИ. Да и выбор произведения был неслучайным: эту же пьесу Олег Анатольевич поставил на этих театральных подмостках в далеком 1991-м, ставшим переломным в новейшей отечественной истории. Посвящением отцу спектакля Пермяков-младший задекларировал готовность достойно продолжать начатое отцом дело и свято хранить верность славным традициям русского классического театра, приверженцем которого был Олег Пермяков.
Как сообщали в МЦТИ, подготовка спектакля продолжалась несколько месяцев. Все это время его создатели были заняты не только работой с драматическим материалом, но и воссозданием антикварной мебели конца XIX века, разработкой декораций, бутафории и реквизита, «ювелирной» работой по пошиву костюмов (кружевные оборки на кринолиновых юбках, силуэты в стиле рококо в сочетании с русской традицией, чепчики, фуражки, эполеты, обшлага с золотым шитьем, военный мундир), подбором музыкального оформления и написанием отдельных музыкальных тем. Более того, во время работы над спектаклем небезразличные к искусству люди приносили в театр интересные артефакты, которые, как обещали создатели «Женитьбы Бальзаминова», должны были по праву стать украшением постановки.
По словам режиссера-постановщика Андрея Пермякова, спектакль призван разрушить стереотипы о «Золотом ключике» как об исключительно детском театре.
Он отметил, что выбором пьесы обязан истории «Золотого ключика» и семьи.
— Эта пьеса уже была в репертуаре в исполнении Учительского театра, которым руководил мой отец Олег Анатольевич Пермяков, — рассказал режиссер порталу «Е-times». — Мишеньку Бальзаминова 26 лет назад на сцене «Золотого ключика» играл Сергей Валентинович Стрельбицкий, нынешний министр курортов и туризма Республики Крым. Спектакль «Женитьба Бальзаминова» впервые был поставлен на сцене театра 11 мая 1991 года. Художником-постановщиком выступил лауреат премии имени Семена Дувана Борис Завальнюк. В спектакле были заняты артисты Учительского театра, среди которых Людмила Боубатрын (Павла Петровна Бальзаминова), Валентин Боубатрын (Лукьян Лукьяныч Чебаков), Светлана Заруднева (Домна Евстигнеевна Белотелова), Ольга Прядко (Акулина Гавриловна Красавина), Елена Кузьмина и Светлана Альферова (сестры Пеженовы), Евдокия Бахилина (Химка).
Андрей Пермяков признался, что первоначально вынашивал идею восстановить тот спектакль.
— Это мой пятнадцатый и в то же время первый спектакль, потому что я впервые обращаюсь к русской классике, — рассказал он. — В XXX юбилейном сезоне я решил вернуться к истокам и взять в разработку тот материал, над которым трудился мой отец. Но, как только мы начали застольный период, стало понятно, что история о мечтателе Мишеньке Бальзаминове у нас получится совершенно другой. И чем дальше мы двигались, тем четче понимали, что поступаем правильно. Несмотря на свою комичность, наш спектакль получился философским, даже с грустинкой: когда смех сквозь слезы… Вместе с тем он по-настоящему русский — с плясками, руганью, дракой, чаепитиями и безудержным сватовством. Наш «Бальзаминов» — это очередная история о трансформации человека мелкого и ничтожного в человека любящего и всепрощающего.
Полезно знать
«Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдешь, то и найдешь») — пьеса выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823—1886), она замыкает трилогию (еще пьесы: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!») о Бальзаминове.
Произведение создано в 1861 году. Впервые пьеса была опубликована в том же году в сентябрьском номере журнала Федора Достоевского «Время». Отсылая свое новое произведение в Санкт-Петербург Достоевскому для публикации, драматург писал: «Милостивый государь, Федор Михайлович. Посылаю Вам пьеску, которую обещал для Вашего журнала. Нездоровье помешало моей работе, и я кончил ее позже, чем желал бы. Когда прочтете эту вещь, сообщите мне в нескольких строках Ваше мнение о ней, которым я очень дорожу. Вы судите об изящных произведениях на основании вкуса: по-моему, это единственная мерка в искусстве. Вы меня крайне обяжете, если выскажете свое мнение совершенно искренно и бесцеремонно».
«Одно могу отвечать: прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой, — это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме… из всех Ваших свах Красавина (героиня пьесы. — Ред.) должна занять первое место. Я ее видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве лет десяти от роду; я ее помню», — ответствовал Достоевский.
Игорь ЛИТВИНЕНКО.
Фото с официальной страницы МЦТИ «Золотой ключик» в соцсети «Фейсбук».
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №20 (19242) от 22.03.2017 г.