Земля текла медом

Все чернобыльцы - ликвидаторы последствий взрыва на Чернобыльской АЭС тридцать лет назад, во время бесед с юными корреспондентами отмечают красоту цветущего и плодоносного Полесья

В воскресенье, 22 января 2017 года, на интервью к юнкорам пришел чернобылец - железнодорожник Владимир Николаевич ЛУЦЕНКО. Одно из воспоминаний просто поразило юных журналистов – жарким летом 1987 года он со своими коллегами увидел УЛЕЙ. В брошенной людьми деревне пчелы пережили настоящую ядерную зиму, трудолюбиво собрали нектар, а МЕД пришлось закопать в землю – он оказался радиоактивным!

Владимир Николаевич родился в городе Конотоп Сумской области. В 1976 году он окончил двенадцатую школу в этом городе, а в следующем году его призвали в Советскую Армию на два года. Сначала солдат Луценко был на учебе (полгода в школе авиамехаников в Москве), а потом еще полтора года служил в Иркутской области в Сибири.

К технике у молодого человека были и способности, и «тяга» - к делу подходил всегда очень ответственно. Наверное, сказывалась наследственность – мама Владимира работала учительницей русского и украинского в школе, а дедушка всю жизнь трудился машинистом настоящего паровоза… Город Конотоп – важный железнодорожный узел Полесья.

Был там и вертолеторемонтный завод – на него и устроился демобилизованный авиамеханик Луценко. Но Владимира Николаевича всегда манило вдаль. Вскоре ему захотелось перемены мест – и он уехал в город Белая Церковь. Там сооружали огромное предприятие. Нужны были подготовленные специалисты и новичку предложили пройти учебу на родственном заводе, но в Сибири, в городе Красноярске. Учитывая то, что Владимиру Николаевичу спустя много лет пришлось поработать и на полуострове Ямал, можно сказать, что ему довелось пересечь всю огромную Россию!

Завод все-таки не стал постоянным местом работы Владимира Николаевича. По примеру дедушки, он решил стать железнодорожником. Юнкоры напрасно думали, что машинисты тепловоза далеко путешествуют. Оказалось, что не очень далеко – ЧЕТЫРЕ часа на пассажирском поезде, или 8 часов – на грузовом составе. Так что от Конотопа рейсы были, например, до Брянска….

Сцепка вагонов судьбы с трагедией Чернобыля у железнодорожника Луценко началась в ИЮЛЕ 1987 года. Жуткое зрелище представлял собой перегон между станцией ПОСУДОВО в Гомельской области и полустанком ЯНОВ-ПОЛЕССКИЙ, железнодорожной гаванью города Припять.

Все рельсы, шпалы, засыпку (все ведь видели мелкие камешки на железнодорожных путях) и разное оборудование нужно было ЗАРЫТЬ в землю – все было страшно заражено радиоактивными изотопами.

Закапывали все рядом с железной дорогой, укладывали чистое ПОЛОТНО. Невероятное для профессионального машиниста тепловоза зрелище представляли собой станции – множество вагонов-ресторанов стояли впритык, они были превращены в столовые для солдат и рабочих.

Нам рассказывали во время интервью летчики, как душно было в кабине летательных аппаратов – проветривать нельзя было самолет или вертолет во время нахождения над Чернобылем. Но внутри тепловоза было еще хуже – бригаде машинистов даже не выдавали респиратор-лепесток, а вентиляция могла втянуть радиоактивную пыль, поэтому ее и не включали… И много времени спустя пассажирские составы, приходящие на станцию Конотоп, страшно фонили – колеса, окна, крыши вагонов были загрязнены.

Владимиру Николаевичу было 27, расцвет жизни, а его товарищи по работе, которым было в то время «под сорок», очень быстро ушли из жизни после той летней командировки. Кстати, и в наш век, через тридцать лет после катастрофы на ЧАЭС, станция Посудово в Белоруссии заброшена. Там ржавеют тепловозы, - до границы с Украиной всего один километр…

Самое большое впечатление произвел случай с ульем пчел – казалось, рабочие пчелки выжили, потому что в этом месте было чисто. Но сцеженный из сот мед оказался ЯДОМ. Еще одно впечатление от августовского жаркого Полесья на границе Украины и Белоруссии – невероятное количество совершенно диких болотных черепах, рептилий из Красной книги Белоруссии. Они буквально шли в руки… Но и несчастным пресмыкающимся люди не могли помочь – животные просто «горели» радиоактивным излучением.

Два месяца страшного напряжения в жаре и духоте тепловоза и работах по дезактивации железнодорожных путей. Владимир Николаевич все это прошел… Его униформа чернобыльца закопана в огороде в Сумской области, прошло три десятка лет, он уже давно с семьей живет в Евпатории (жена Владимира Николаевича - крымчанка), а в памяти все это осталось – полустанки, брошенные села, абсолютно целый мотоцикл с коляской у одной из калиток, тяжелая работа по закапыванию вещей, которые в одну секунду стали смертельными врагами любой формы жизни. Это - Чернобыль. Это - не должно повториться!

Анастасия ТЕПЛИНСКАЯ, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ СШ №2

Фото А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей