Великий соляной путь

Юнкоры Эколого-Биологического центра в последнюю пятницу мая побывали в месте ниже уровня моря, оставшись сухими – и с солью.

Нам помогал побывать на экскурсии в единственном месте СНГ, где добывают морскую соль, весь город – фирма «Скиф-Тур» предоставила комфортабельный автобус, рассказали школьникам всю историю соледобычи экскурсовод Павел Гертрудович Хорошко и заместитель директора КП «Галит» Валерий Алексеевич Стародубцев. За организацию экскурсии мы хотим сказать спасибо председателю Евпаторийского горсовета Олесе Викторовне Харитоненко. Она пообещала помощь и выполнила свое обещание.

Раньше в Крыму было целых 17 объектов соледобычи, сейчас остался только один – Сакский, рядом с Евпаторией.

Говорят, что соль здесь добывают уже 2000 лет. Еще скифы, жившие на нашей земле, знали о лечебных свойствах розовой соли. Она розовая из-за микропланктона, который содержит в себе бета-каротин.

Весь процесс добычи морской розовой соли начинается с производства рапы. Затем рапу переливают в бассейн, где оседают соли тяжелых металлов и другие примеси, вредные для человека. Во втором бассейне оседает так называемый «шифер», и, наконец, в «чеке» с деревянными палками для кристаллизации оседает поваренная соль.

Специальный КОМБАЙН может собирать слой соли, начиная с толщины в четыре сантиметра. Потом высохшая соль собирается в вагонетки и отвозится мотовозом - четыре вагонетки по 2,5 тонны соли в каждой. На солепромысле есть своя узкоколейка – железная дорога. Природное богатство складывается в солевые «горы»-КАГАТЫ высотой семь метров и постепенно упаковывается в мешки по ПОЛТОРЫ тонны и так развозится по всему миру.

Например, в день нашей экскурсии загружали мешки с солью в поезд на Санкт - Петербург. Весь великий «соляной путь» сырье проходит СЕМЬ лет. В год добывают здесь около 20 тысяч тонн соли. Этого хватило бы на то, чтобы покрыть каждый квадратный километр суши земли 130 граммами Сакской соли. А самый «тяжелый» урожай нашего сольпрома в истории составил 54 тысячи тонн!

 У рабочих есть традиция: когда уезжает последний состав мотовоза, на крайней вагонетке висят рога, а на первой развивается флаг, на котором все участники сбора урожая соли расписываются. Сейчас в кооперативе «Галит» работают люди, 36 раз расписавшиеся на традиционных флагах.

Перевозили соль по всему свету (до 1907 года, когда заработала железная дорога) чумаки. Нам рассказали, что у них работал охранником и будильником, сторожем и наблюдателем особый ручной петух. Никто не мог незамеченным подкрасться к чумакам. Кстати, возить СОЛЬ – дело храбрых людей, их римляне называли словом СОЛДАТ.

Соль не милует даже огромной техники, металл быстро разъедается солью. Кроме мотовоза и комбайна мы видели ГЛАДИЛКИ. Бассейн, в котором садится соль, должен быть с идеальным покрытием, иначе «глей» смешается с чистым продуктом. Горячая пора начинается в апреле, сбор урожая соли – в середине августа, но работа на сольпроме кипит круглогодично. Пока здесь человек сорок, но план развития готов и скоро реставрируют заброшенные помещения, обновят технику и примут на работу около двухсот человек.

Через два года рабочие сольпрома будут праздновать столетие ВОСЬМОГО ЧУДА СВЕТА (такого нет больше нигде в мире). Наше чудо - дубовая труба длиной больше километра.

Рабочие сольпрома – ХЛЕБОСОЛЬНЫЕ, они подарили юнкорам настоящую Царскую морскую пищевую соль в пакетиках по килограмму, но мне досталось 1100 граммов.

Александр ШМАТОК, юнкор ЭБЦ, УВК «Интеграл»

Фото А. Бондаря.

 






Актуальные новости


Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.

Будем платить меньше?

C 1 января 2018 года для населения Республики Крым при расчете оплаты за электрическую энергию будет применяться социальная норма. Назначать ее будут по месту регистрации граждан, а размер напрямую будет зависеть от числа зарегистрированных в...







Рубрики новостей