Юнкоры Эколого-Биологического центра в последнюю пятницу мая побывали в месте ниже уровня моря, оставшись сухими – и с солью.
Нам помогал побывать на экскурсии в единственном месте СНГ, где добывают морскую соль, весь город – фирма «Скиф-Тур» предоставила комфортабельный автобус, рассказали школьникам всю историю соледобычи экскурсовод Павел Гертрудович Хорошко и заместитель директора КП «Галит» Валерий Алексеевич Стародубцев. За организацию экскурсии мы хотим сказать спасибо председателю Евпаторийского горсовета Олесе Викторовне Харитоненко. Она пообещала помощь и выполнила свое обещание.
Раньше в Крыму было целых 17 объектов соледобычи, сейчас остался только один – Сакский, рядом с Евпаторией.
Говорят, что соль здесь добывают уже 2000 лет. Еще скифы, жившие на нашей земле, знали о лечебных свойствах розовой соли. Она розовая из-за микропланктона, который содержит в себе бета-каротин.
Весь процесс добычи морской розовой соли начинается с производства рапы. Затем рапу переливают в бассейн, где оседают соли тяжелых металлов и другие примеси, вредные для человека. Во втором бассейне оседает так называемый «шифер», и, наконец, в «чеке» с деревянными палками для кристаллизации оседает поваренная соль.
Специальный КОМБАЙН может собирать слой соли, начиная с толщины в четыре сантиметра. Потом высохшая соль собирается в вагонетки и отвозится мотовозом - четыре вагонетки по 2,5 тонны соли в каждой. На солепромысле есть своя узкоколейка – железная дорога. Природное богатство складывается в солевые «горы»-КАГАТЫ высотой семь метров и постепенно упаковывается в мешки по ПОЛТОРЫ тонны и так развозится по всему миру.
Например, в день нашей экскурсии загружали мешки с солью в поезд на Санкт - Петербург. Весь великий «соляной путь» сырье проходит СЕМЬ лет. В год добывают здесь около 20 тысяч тонн соли. Этого хватило бы на то, чтобы покрыть каждый квадратный километр суши земли 130 граммами Сакской соли. А самый «тяжелый» урожай нашего сольпрома в истории составил 54 тысячи тонн!
У рабочих есть традиция: когда уезжает последний состав мотовоза, на крайней вагонетке висят рога, а на первой развивается флаг, на котором все участники сбора урожая соли расписываются. Сейчас в кооперативе «Галит» работают люди, 36 раз расписавшиеся на традиционных флагах.
Перевозили соль по всему свету (до 1907 года, когда заработала железная дорога) чумаки. Нам рассказали, что у них работал охранником и будильником, сторожем и наблюдателем особый ручной петух. Никто не мог незамеченным подкрасться к чумакам. Кстати, возить СОЛЬ – дело храбрых людей, их римляне называли словом СОЛДАТ.
Соль не милует даже огромной техники, металл быстро разъедается солью. Кроме мотовоза и комбайна мы видели ГЛАДИЛКИ. Бассейн, в котором садится соль, должен быть с идеальным покрытием, иначе «глей» смешается с чистым продуктом. Горячая пора начинается в апреле, сбор урожая соли – в середине августа, но работа на сольпроме кипит круглогодично. Пока здесь человек сорок, но план развития готов и скоро реставрируют заброшенные помещения, обновят технику и примут на работу около двухсот человек.
Через два года рабочие сольпрома будут праздновать столетие ВОСЬМОГО ЧУДА СВЕТА (такого нет больше нигде в мире). Наше чудо - дубовая труба длиной больше километра.
Рабочие сольпрома – ХЛЕБОСОЛЬНЫЕ, они подарили юнкорам настоящую Царскую морскую пищевую соль в пакетиках по килограмму, но мне досталось 1100 граммов.
Александр ШМАТОК, юнкор ЭБЦ, УВК «Интеграл»
Фото А. Бондаря.