Как избежать школьного буллинга

Буллинг, или травля в среде подростков, к сожалению, явление не такое уж и редкое. И как бы мы ни хотели думать, что нас оно никак не коснется, увы, в евпаторийских школах подобное случается. К счастью, до серьезных последствий пока не дошло, но тревожные звоночки есть, и игнорировать их — преступно. «ЕЗ» узнала подробности ситуации, произошедшей в одной из городских школ, и пообщалась со специалистами о том, как нужно реагировать на подобные происшествия, чтобы не допустить их в будущем.

Конфликт вышел из-под контроля

Как рассказали в управлении по делам несовершеннолетних и защите их прав, в одной из школ города произошло ЧП — несколько мальчиков избили одноклассника. Казалось бы, что тут такого — мальчишки постоянно дерутся, но здесь ситуация осложнялась тем, что это произошло в школе, и тем, что несколько человек били одного, остальные бесстрастно наблюдали за происходящим, а некоторые даже подбадривали дерущихся. В общем, классическое распределение ролей при буллинге: есть жертва, агрессоры и наблюдатели. И, возможно, ситуацию удалось бы замять, но ­кто-то из детей снял происходящее на видео, а родители пострадавшего ребенка зафиксировали все полученные им травмы в медицинском учреждении и написали заявление в полицию. Таким образом конфликт вышел за пределы школы.

Сразу стоит отметить: события происходили в четвертом классе, то есть дрались между собой в основном десятилетки, и серьезных травм, к счастью, удалось избежать. Ушибы, синяки и разбитый нос — вот итог произошедшего. Но буллинг ведь предполагает не только физическое, но и психологическое насилие. И еще немаловажно, что данное явление неизменно травмирует всех его участников. Поэтому, если происходит травля, помощь нужна каждому, кто в ней замешан. Даже тем, кто только наблюдал.

Как рассказывали потом дети, подобные ситуации в этом классе уже давно стали привычными. Несколько зачинщиков выбирали на роль жертвы уязвимых детей и всячески издевались над ними: обзывали, унижали, иногда даже били. Остальные наблюдали происходящее со стороны. К­то-то из жертв выдерживал эту травлю, ­кто-то жаловался родителям, и его переводили в другой класс или школу. Но саму проблему это, конечно, не решало. Приходили новые дети, и история повторялась с самого начала.

По информации управления по делам несовершеннолетних и защите их прав, с ситуацией, которая описана выше, сейчас работают по всем правилам. Пострадавшего мальчика перевели в другой класс, в котором ему намного комфортнее, агрессоров поставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, их родителей оштрафовали, со всеми детьми работает психолог. Если все сделают правильно, эта история останется для ребят в прошлом, и все они вынесут из нее полезный урок.

Усугубляет произошедшее то, что пострадавший ребенок — приемный, за что, собственно, и зацепились юные агрессоры. Мальчик остался без родительского попечения и воспитывается в приемной семье, то есть за его здоровье и благополучие отвечают приемные родители. А это значит, что оставить произошедшее без внимания они просто не имели права. Ребенок уязвим, у него за плечами непростое прошлое и серьезная моральная травма, и он особенно нуждается в любви, понимании и защите.

Важен системный подход

Дети очень жестоки по своей природе, а в силу нехватки знаний и жизненного опыта у них еще не до конца сформировались границы между допустимым и недопустимым поведением. Добавим сюда бушующие гормоны и желание самоутвердиться за счет более слабого, а на выходе получим дикую смесь, которая в любой момент готова взорваться. С одной стороны, это часть коммуникации в среде подростков, один из этапов их социализации, в который лучше не вмешиваться, чтобы не сделать хуже. С другой — детям не хватает личного опыта, они не всегда могут самостоятельно найти решение подобных ситуаций. В ­какой-то момент конфликт может выйти из-под контроля, и тогда предсказать последствия будет крайне сложно. Главная задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы соблюсти некий баланс — позволить ребятам самостоятельно социализироваться, выстраивать свои отношения, но при этом подстраховать их от непредвиденных случаев.

Как говорят специалисты, чаще всего школьный буллинг встречается в начальных и средних классах. В этом возрасте дети активнее всего социализируются, а различия между ними вызывают у них больше внимания друг к другу. К старшим же классам ситуация сглаживается. Каждый подросток переживает личные внутренние конфликты и больше концентрируется на себе, чем на окружающих.

Важно понять главное: буллинг можно прекратить. Для этого прежде всего необходимо признать факт травли. Если в ­каком-то коллективе один или группа человек систематически угнетает ­кого-либо — это не «просто дети шутят» и не рядовой конфликт. Это уже именно он — буллинг. И работать с ним нужно системно: отдельно с каждым участником этого процесса.

Понятно, что всем нам хотелось бы, чтобы подобные ситуации никогда не коснулись наших детей и все возможные конфликты удавалось бы предотвратить заранее, не позволяя им перерасти в систему. Для этого очень важно, чтобы в жизни детей активное участие принимали как учителя, так и родители. Детей нужно слышать, заботиться необходимо не только о том, чтобы они были сыты, здоровы, одеты и выучили все уроки — очень важно интересоваться их чувствами и настроением. Внимание, любовь и понимание — главное, что необходимо для формирования здоровой личности. Счастливому и уверенному в себе подростку никогда не придет в голову самоутверждаться за счет более слабого, и он никогда не станет молча наблюдать за тем, как угнетают других.

Нелишним будет напоминание о том, как важно подавать детям хороший пример. Не только на словах говорить им, как правильно себя вести, но и на деле это демонстрировать. Нередко подростки в школе просто копируют поведение своих родителей: нецензурная лексика, применение насилия, нелестные характеристики окружающих. В большинстве случаев все эти привычки дети несут из дома.

Учителя также порой могут стать причиной угнетения школьников в коллективе. Публичные оскорбления, нелестные сравнения детей с их неблагополучными родителями (например: «Ты хочешь стать алкоголиком, как твой отец?») и другие подобные высказывания не только унижают достоинство подростка, но и автоматически настраивают против него остальной коллектив. Вряд ли стоит отдельно говорить, что такое поведение крайне непрофессионально для педагогов и произносить подобное они не имеют права. Таких учителей немного, но, увы, и в нашем городе они есть.

Подытоживая, хочется сказать: разговаривайте со своими детьми, участвуйте в их жизни, интересуйтесь всем, что их тревожит, и при необходимости — защищайте!

Алина КРОТОВА.

Фото trends.rbc.ru.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 5(19606) от 9.02.2024 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на июнь 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в июне 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей