«Ты есть как художник»

Девятнадцатого мая исполняется сто лет со дня рождения выдающегося русского скульптора, заслуженного художника РСФСР, участника Великой Отечественной вой­ны, почетного гражданина Евпатории Виталия Зайкова.

Певец Урала

С недавних пор с творчеством нашего замечательного земляка невольно сталкиваются и люди, которые не подозревают о существовании в истории русской культуры такого мастера. Всему виной модернизированная банкнота номиналом пять тысяч руб­лей, которую осенью прошлого года выпустил Центральный банк России. На оборотной стороне купюры представлен установленный в Челябинске памятник «Сказ об Урале» авторства

Зайкова. Его Виталий Семенович создал, вдохновившись духом уральского народа, сказаниями Павла Бажова и русской природой. Скульптурная композиция «Сказ об Урале» экспонировалась в Москве на республиканской художественной выставке «Советская Россия». На Всесоюзной юбилейной художественной выставке она была отмечена дипломом первой степени. Открытие монумента состоялось в ноябре 1967 года на привокзальной площади Челябинска. Примечательно, что почетного звания «Заслуженный художник РСФСР» Зайкова удостоили четырьмя годами ранее.

Как отмечают искусствоведы, образ богатыря-­кузнеца приобретает лаконичность в пластике, стилизованность, которая придает скульптуре свежие черты. Сорок лет спустя, по настоятельной просьбе заслуженного архитектора России Евгения Александрова, провели реконструкцию постамента монумента «Сказ об Урале»: постамент принял строгую квадратную форму, был облицован гранитом.

Как вспоминает внук мастера композитор и пианист Федор Бирючев, идею памятника Виталий Семенович вынашивал на протяжении шести лет.

— Окончив Академию художеств имени Ильи Репина в Ленинграде, он возвратился домой, на Урал, для воплощения своей юношеской мечты, — рассказывает внук скульптора. — Урал звал его не только как отчий дом, но и как край, с которым у него был связан один из самых серьезных творческих замыслов. Виталий Семенович много путешествует по родному краю, собирает и 

изучает его легенды и предания, едет по Уралу в поисках своего «клада». Он едет на рудники Карабаша, через снежные вершины Таганая, через жаркую от мартенов Магнитку, через дремучие Ильменские леса. Постепенно, в напряженных творческих поисках у него рождается образ богатыря-­труженика Урала. С момента создания скульптурной композиции до воплощения ее в двенадцатиметровом монументе на Привокзальной площади Челябинска пройдет долгих десять лет. Этот монумент станет символом Урала, его изображения будут массово растиражированы по всему Советскому Союзу на открытках, конвертах, тетрадях, часах, посуде, обложках для книг. К нему будут совершаться паломничества, а молодожены станут просить у памятника благословения, чтобы сила Урала, заключенная в мощном богатыре, исполнила их мечты. Пройдет еще несколько десятков лет, и для уральского кузнеца сошьют самый большой костюм Деда Мороза в мире, и занесут в Книгу рекордов Гиннесса. И все это — только часть истории этого памятника, которая непременно будет продолжаться.

По словам Федора Бирючева, «Сказу об Урале» было суждено воплотиться в жизнь, обрести широчайшую популярность, стать намоленным местом.

— Нам всем нужно его беречь, ведь в этом монументе заключена часть души Урала, — убежден внук скульптора.

Неру в глине и чугуне

По словам Федора Бирючева, когда началась Великая Отечественная вой­на, Виталию Семеновичу исполнилось 17 лет, а на фронт забирали с 18ти.

— Он несколько раз просился, но ему отказывали, — рассказывает внук скульптора. — Виталий Семенович очень переживал: а вдруг, пока он будет пережидать этот год в тылу, вой­на закончится в пользу врага, а он так и не сможет быть полезным для своей Родины… В итоге дедушка ­каким-то образом добавил себе один год. Его направили наобучение в Васильковскую военную авиационную школу механиков. А с 1 июня 1944 года он стал непосредственным участником боевых действий и готовил к вылетам самолеты-­штурмовики Ил2. Демобилизовался Виталий Семенович в звании старшего сержанта. Был награжден медалью «За победу над Германией», а позднее — орденом «За мужество».

После окончания вой­ны и демобилизации Зайков возвращается в Свердловское художественное училище, которое оканчивает в 1948 году, и продолжает учебу в Академии художеств имени Репина в Ленинграде, где его наставником был профессор, народный художник СССР Всеволод Лишев. Как педагог он стремился максимально развить индивидуальные склонности и способности студента, воспитать подлинного художника. Дипломную работу «Метатель молота», для которой позировал чемпион мира по прыжкам 1968 года Владимир Белоусов,Зайков защитил на отлично. Затем его работа заняла первое место на Всесоюзной выставке в 1954 году. Скульптура удивительным образом передает пластику тела, динамику и собранность, одухотворенность спортсмена. В 1955м, после окончания Академии художеств Зайкова пригласили в Кремлевский дворец выполнить портрет Джавахарлала Неру, когда тот приезжал с Индирой Ганди в Москву. По словам внука скульптора, Виталий Семенович встречался с Неру в Кремле, в кабинете тогдашнего первого секретаря КПСС Никиты Хрущева. На этой встрече, как отмечает Федор Бирючев, скульптор вылепил из глины портрет премьер-­министра Индии, который позже был отлит из чугуна в трех экземплярах на легендарном заводе в Каслях.

— Один из них передали Неру как дипломатический дар от Советского Союза (сейчас он хранится в музее первого премьер-­министра Индии в Нью-­Дели), другой экземпляр — в семье Никиты Хрущева в Москве, третий — в личной коллекции моей семьи, — пояснил внук мастера.

Тайна из тайн

После окончания академии Виталию Семеновичу предлагали учиться в аспирантуре, однако он видел смысл именно в творчестве, а не в дальнейшем обучении. Тем более что родной Урал звал его для воплощения грандиозного творческого замысла.

За время работы в Челябинске Виталий Зайков создал множество памятников и скульптурных композиций, пока в начале 1980х не переехал в Крым: здешний климат благоприятно влиял на здоровье любимой дочери. С 1983 года, живя в Евпатории, мастер создал 16 памятников в Крыму. Среди них — памятник жертвам депортации в сквере у железнодорожного вокзала, три барельефа, установленные на территории мемориала «Красная горка», бюсты Николая Гоголя и Михаила Фрунзе. В городах Крыма регулярно проходили персональные выставки мастера. В 2015 году работы Виталия Семеновича экспонировались на Международной художественной выставке, посвященной 70летию Победы в 

Центральном доме художника в Москве. В 2016 году произведения скульптора были представлены на выставке, посвященной 75летию Союза художников Республики Крым в Москве. Однако с распадом Советского Союза Виталий Семенович, как и многие его коллеги, лишился заказов. Страшно сказать: их у востребованного в советское время мастера не было на протяжении десяти лет!

— Но каждый день он ходил в мастерскую и работал в надежде, что ­когда-­нибудь все наладится, — рассказывает Федор Бирючев. — Меня до сих пор поражает его выдержка и стойкость, особая преданность, чистая любовь к искусству. Этот период был для него гораздо более личным, у него было много времени для того, чтобы обратиться к себе и по-новому переосмыслить свое творчество, пересоздать себя заново. Темы вой­ны и героики трудового подвига остались и были реализованы во многих крымских памятниках, но также пришли и новые: обращение к русским былинам и преданиям в графических работах, к античному наследию в скульптуре малых форм, к теме божественного.

По словам Бирючева, за годы жизни в Крыму, на которые выпало и лихолетье 90х, мастер создал 16 монументальных памятников, более сотни скульптур малых форм и более сотни рисунков, стал лауреатом Государственной премии Республики Крым.

В Евпаторийском краеведческом музее хранятся документы, личные вещи, фотографии, переданные семьей скульптура. Скульптура Зайкова «Десантник» в настоящее время представлена на выставке «Вой­на в объективе фотокорреспондентов и изобразительном искусстве».

— Скульптор Виталий Семенович Зайков обрел по праву всероссийское признание и внес в мировую культуру свой значимый и весомый вклад, — отмечают в музее.

Сам мастер утверждал, что идеал в искусстве не находится, а вырабатывается самим художником.

— Нет таких школ — и не было, это то самое, что ты есть как художник, как человек, как личность, — был убежден Виталий Семенович. — То, что остается и останется навсегда тайной из тайн. Искусство — трудное призвание, одно из удивительных таинств человеческой деятельности. Только через тяжелый, самоотверженный труд открывает оно свои тайны. Искусство стремится напоить наши глаза светом духовности, гармонического совершенства и радости.

Олег СЕРГЕЕВ.

Фото с сайта fyodorbiryuchev.com  и из собрания Евпаторийского краеведческого музея.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 19(19620) от 17.05.2024 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на июнь 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в июне 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей