Борьба с невидимым врагом

В ночь на 26 апреля 1986 года жители Припяти и Чернобыля мирно спали в своих квартирах. А рядом, на 4м блоке атомной электростанции, определялась их дальнейшая судьба. В 1 час 23 минуты там взорвался ядерный реактор. Спустя 38 лет, несмотря на широкомасштабные меры по ликвидации и смягчению последствий трагедии, принятые как в первые минуты после взрыва, так и в последующие годы, Чернобыльская АЭС продолжает оставаться потенциальным источником опасности. Что хранят в себе реакторы Чернобыля, как закрывали опаснейшую в мире зону и о чем сегодня вспоминают очевидцы, «ЕЗ» рассказали ликвидаторы масштабной катастрофы конца ХХ века, которые сейчас проживают в Евпатории и являются членами общественной организации «Евпаторийская городская организация инвалидов и пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы «Память Чернобыля».

«Время идет так быстро…»

Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 38 лет назад, считается самой крупной техногенной катастрофой в истории человечества. Спецоперацию по преодолению ее последствий сравнивают с вой­ной. Как на фронт, в Чернобыль нескончаемым потоком везли со всех концов Советского Союза самых крепких мужчин. Как и на вой­не, там было все: коварный враг, героизм, бесшабашность, предательство и смерть. Сегодня ликвидаторы вспоминают о самой сложной командировке в жизни.

— Тогда мне было 23 года, и я работал на железной дороге главным машинистом тепловоза. В 1987 году в наше локомотивное депо поступила заявка на подцепку крана к тепловозу и отправку команды людей в зону отчуждения, — вспоминает ликвидатор Владимир Луценко. — Мы, вместе с другими машинистами и рабочими, были отправлены туда. Люди снимали конструкции, им предстояло выполнить определенные маневры, не покидая тепловоз. Все закапывали или вывозили. В основном приходилось закапывать. Также укладывали новое железное полотно: старое снималось, а на его место укладывалась чистая дорога. Такова была моя работа. Время идет так быстро…

Владимир провел там около 24 дней — почти месяц. Ликвидатор объясняет: тепловоз охлаждался не только водой, но и через воздушную систему. Во время работ радиоактивная пыль поднималась и проникала даже сквозь закрытые окна. Так что каждый получал свою дозу.

— Когда проводили измерения внутри машин, уровень радиации оказался высоким. Мы пытались провести дезактивацию, мыли тепловоз трижды, но все напрасно. Даже несмотря на все наши усилия, мы так и не смогли избавиться от радиации. Отогнали его и оставили на станции Янов. Если мне не изменяет память, там стояло шесть или семь подобных тепловозов.

Когда Владимир Луценко вместе с коллегами въезжал в зону отчуждения, оттуда уже эвакуировали всех жителей. Но по обе стороны железной дороги тянулись болота, и пути частенько пересекали… черепахи!

— Тогда я еще удивился, что их очень много — живых! — говорит Луценко. — Этот момент запал мне в память. А однажды мы наткнулись на ульи: пчелы выжили и делали мед. Также впечатляли брошенные поселки, хутора. Помню, как мы замечали оставленные мотоциклы, коляски, даже велосипеды. Проходя мимо домов, открытых и полных мебели, чувствовали неподвижную пустоту. Это было страшно. Всюду царила тишина. Синее небо, белый песок, озера — и ни души вокруг.

В период ликвидации у Владимира Луценко и других машинистов не было дозиметров. По его словам, в то время считалось, что при достижении дозы в 10 рентген (а в первый год ликвидации это значение было установлено на уровне 15) командировку нужно завершить. Ориентировались на рабочих тех зон, где были индивидуальные измерительные приборы:

— Если рабочие считали, что нужно сменяться и уезжать, это означало, что они уже получили определенную дозу. И мы наверняка были облучены в той же степени и старались тоже уезжать. Однажды я попал в больницу, где пролежал около двух недель с поджелудочной, а ­где-то через четыре месяца оказался в больнице Киева: начало барахлить сердце. А я еще тогда был молодой и крепкий! Но куда деваться? Работа такая. Сейчас с каждым годом болезни все ощутимее…

Сегодня Владимир Луценко — директор музея «Звезда Полынь», который функционирует в Евпатории с 2012 года. Чернобыльником, или чернобылем в народе называют обыкновенную полынь, весьма распространенную в той местности. В евпаторийском музее собрана и представлена самая большая в Крыму экспозиция, рассказывающая об аварии на Чернобыльской АЭС.

«Никакой защиты не было»

Казалось бы, о катастрофе на Чернобыльской АЭС написано уже все. Виновные «атомной чумы» известны, тайные факты раскрыты. Но даже спустя 38 лет воспоминания о том сложном периоде продолжают терзать души ликвидаторов, а их истории в очередной раз напоминают нам о том, кто стоял за спасением человечества.

Таким человеком стал и Петр Пудов. На момент ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС ему было 24 года, он служил военным бортрадистом самолета воздушного наблюдения и аэрофотосъемки Ан30. Летал над реактором и вел съемку.

— У нас в эскадрилье было десять самолетов, которые базировались в Черновцах. Каждый день на протяжении всего лета и осени один из самолетов вылетал на объект для съемки: таким образом экипаж фиксировал, что там происходит, что меняется. Затем частота полетов стала несколько реже. Пролетая над объектом, мы смотрели, что внизу. Но каждый член экипажа смотрел в свою сторону, чтобы ни с кем не столкнуться. Кроме нас там работало много различных летательных средств: сбрасывали грузы, мешки с бором, со свинцом.

По словам Петра Пудова, в самолете Ан30 был установлен специальный фотоаппарат размером метр на метр. Для устройства была предназначена широкая пленка, которую проявляли и отдавали в вышестоящий штаб.

— В первое время пленка не проявлялась или проявлялась частями — зигзагами. Мы не могли понять, в чем дело, ведь такое происходило только над этим объектом. Потом поняли: радиация!

Ликвидатор вспоминает, что из-за высокого уровня облучения некоторые самолеты пришлось списать, распилить и переплавить. Но дозу радиации, которую получил сам, не знает:

— Никто нам этого не говорил, и никакой дополнительной спецодежды не выдавали. Свинцовые пластины положили на сиденья — и все. Мы еще отключали подачу воздуха, когда летели над реактором. Но все равно никакой защиты не было. Был только энтузиазм и большое количество людей.

«Память Чернобыля»

Катастрофа на Чернобыльской АЭС — это авария, последствия которой отдаются эхом до сих пор. В Евпатории функционирует городская общественная организация инвалидов и пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы «Память Чернобыля». В департаменте труда и социальной защиты администрации города организацию курирует Татьяна Рудник. Она рассказала, что «Память Чернобыля» является одной из самых действенных и активных многочисленных общественных объединений крымских чернобыльцев.

История Татьяны Рудник — история не только смелости, но и сострадания, выдержки и преданности. В самый мрачный час Чернобыльской катастрофы она стала не только свидетельницей, но и героиней этого страшного времени. В 1986 году она вместе с другими ликвидаторами устраняла последствия аварии: грузила на вертолет песок, который сбрасывали в реактор. И в череде трудностей не оставила своего призвания — помогать.

Ее душевная щедрость и сострадание вновь проявились, когда она, понимая важность каждого акта помощи, переехала в Кировскую область и обеспечивала продуктами питания тех, кто был вынужден покинуть свои дома из-за угрозы радиации. Труд этой женщины стал символом непоколебимости человеческой доброты перед лицом беды.

Татьяна Рудник — не просто имя в списке ликвидаторов Чернобыльской аварии. Это имя, наряду с другими, олицетворяет самые высокие человеческие ценности: отвагу, самоотверженность, сострадание. Такие истории напоминают нам, что даже в самые темные времена светлая искра героизма и доброты может пробиться сквозь тьму.

— С 1995 года я работаю с общественной организацией «Память Чернобыля» и хочу обратить внимание на то, что государство помнит о ликвидаторах. Среди членов организации с 2014 года к высшей награде РК — ордену «За верность долгу» было представлено шесть человек.

Анастасия МОРОЗОВА.

Фото пресс-­службы администрации Евпатории.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 16(19617) от 26.04.2024 г.






Актуальные новости


Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.

Будем платить меньше?

C 1 января 2018 года для населения Республики Крым при расчете оплаты за электрическую энергию будет применяться социальная норма. Назначать ее будут по месту регистрации граждан, а размер напрямую будет зависеть от числа зарегистрированных в...







Рубрики новостей