Заветные ключи, или Как сиротам квартиры дают

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, — это категория граждан, которая требует особого внимания и защиты со стороны государства, в первую очередь в части обеспечения их жильем. Этот механизм строго регулируется статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В последние годы в нее были внесены некоторые изменения, учитывающие современные реалии и призванные облегчить процедуру предоставления и получения жилья. О том, что несут эти изменения, «ЕЗ» разъяснили в управлении по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Кто имеет право

Для начала стоит отметить, что к категории детей-­сирот относятся граждане до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Детьми, оставшимися без попечения, считаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Право на получение жилья имеют граждане вышеуказанных категорий, достигшие 18 лет, не имеющие собственного жилья, либо в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. При этом после 18летия в законе они обозначаются уже не как дети, а как лица из числа детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С целью реализации данного права орган местного самоуправления формирует список детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включаются в список по достижении возраста 14 лет на основании обращения законного представителя. В том случае, если законный представитель не принял соответствующие меры, лицо по достижении им 18летнего возраста самостоятельно может обратиться с данным заявлением.

Важно, что ранее жилье могли получить лица из числа детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чьи документы были поданы в соответствующие органы до достижения ими возраста 23 лет. Если же по ­каким-то причинам до этого момента заявление о включении в список подано не было, то претендовать на его получение эти граждане уже не могли. Им оставалось только обращаться в суд и доказывать, что им в этом препятствовали объективные причины. И только в случае принятия судом положительного решения данное лицо включалось в список.

Однако единого подхода к формированию списка на законодательном уровне не было. В различных субъектах складывалась собственная практика до момента утверждения в 2019 году правительством Российской Федерации Правил формирования списка. Появление этого нормативного акта позволяет лицам старше 23 лет, не реализовавшим право на получение жилого помещения, подать документы на включение в список. Это, конечно, создало определенные сложности в работе органов местного самоуправления, потому что к ним стал поступать вал документов от претендентов на квартиры. Но при этом и дало надежду тем, кто упустил время по уважительным причинам. Поскольку отказать в приеме документов уполномоченные органы не могут, рассматриваются все заявления.

Механизм получения жилья

Как рассказали в управлении по делам несовершеннолетних и защите их прав, ранее право детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья реализовалось исключительно путем предоставления им квартир, приобретенных муниципальным образованием. Сейчас этот механизм также действует, просто к нему добавлен еще один вариант реализации этого права. Но рассмотрим все по порядку.

Итак, ежегодно муниципальное образование получает из федерального и республиканского бюджета денежные средства на приобретение жилья лицам данной категории. Размер суммы для покупки одной квартиры рассчитывается по формуле: 33 квадратных метра (на одиноко проживающего гражданина) умножается на стоимость одного квадратного метра, установленного на третий квартал предыдущего года по субъекту Приказом Министерства строительства и жилищно-­коммунального хозяйства Российской Федерации. Так как Евпатория является курортным городом и стоимость жилья здесь высокая, муниципальный бюджет софинансирует данные мероприятия. Далее муниципалитет приобретает жилое помещение, соответствующее техническим требованиям. В частности, оно должно находиться в границах конкретного муниципального образования, преимущественно в новостройке, со всеми коммуникациями, оснащенное сантехникой, приборами учета, с отделкой стен, потолков и полов. В общем, квартира должна быть обустроена так, чтобы человек смог въехать в нее и жить сразу же после получения ключей.

Важный момент: получив ключи, гражданин не становится полновластным собственником этого жилья — с ним заключают договор специализированного найма сроком на пять лет. По условиям данного договора он не имеет права распоряжаться этим жильем: продавать, передавать в дар, сдавать его внаем третьим лицам, совершать в нем перепланировку, он обязуется быть добросовестным нанимателем жилья, а также в срок оплачивать все коммунальные счета.

Эти пять лет были определены законом из расчета, что лицо из числа детей-­сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, получившее жилье в 18 лет, в течение пяти лет будет в нем жить до достижения возраста социальной зрелости, который у большинства наступает в среднем в 23 года. Под социальной зрелостью понимается объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека. Предполагается, что социально зрелый человек не попадет в ситуацию, в которой он сможет остаться без жилья и на улице — именно для того, чтобы уберечь эту категорию граждан от подобных ситуаций, и составляется договор специализированного найма.

По истечении пяти лет специальная комиссия рассматривает вопрос о наличии или отсутствии в жизни лица из числа детей-­сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, трудной жизненной ситуации. Под трудными ситуациями подразумеваются накопленная задолженность по счетам, алкогольные, наркотические, игровые или другие пагубные зависимости, судимость и так далее. В случае если комиссия сделает вывод о наличии трудной ситуации в жизни получателя, договор специализированного найма будет продлен на пять лет, по истечении которых состоится новое заседание комиссии. И так может продолжаться неоднократно, пока человек все же не достигнет социальной зрелости.

Если же трудных жизненных ситуаций нет, то с получателем заключают договор уже социального найма, и с этого момента он имеет возможность приватизировать жилье в собственность. Такой механизм действовал ранее и продолжает действовать сейчас. В настоящее время, с учетом современных реалий, недостаточного количества ежегодно предоставляемых квартир, заветные ключи лица из числа детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получают далеко не в 18 лет, а гораздо позже. Поэтому очередь хоть и движется, но все же медленно. Например, в Евпатории в этом и в прошлом году гражданам этой категории было предоставлено по 11 квартир, до этого их было значительно меньше. В настоящее время в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит 199 человек, более ста из которых старше 18 лет.

Многие к моменту получения заветных ключей не только заканчивают профессиональные образовательные учреждения и достигают возраста социальной зрелости, но и обзаводятся семьей, работой, а некоторые уезжают жить в другие города. В таких ситуациях договор социального найма на жилье их очень ограничивает. Поэтому вышеописанный механизм нуждался в доработке.

Изменения в законе

В итоге закон был доработан, изменения изложены в пункте 6.1. статьи 8 ФЗ № 159. В частности, теперь по инициативе лица старше 23 лет, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, срок договора может быть сокращен, но не более чем на два года. То есть теперь он может составлять не пять лет, а три года. По истечении данного времени наниматель жилья должен подать соответствующее заявление, а комиссия рассмотрит наличие или отсутствие у него трудной жизненной ситуации. Если все хорошо — с ним заключат договор социального найма, и далее он уже может приватизировать жилье в собственность.

Помимо этого, некоторые изменения в закон были внесены еще и с учетом проведения специальной военной операции. Так, лица из числа детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, получили преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями перед другими лицами, включенными в список.

Также 159-ФЗ дополнен статьей 8.1, устанавливающей возможность однократного предоставления за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой лицам, которые относились к категории детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важное условие: выплата может быть предоставлена только тем гражданам, которые достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Граждане, которые ранее относились к категории детей сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста социальной зрелости, могут подать заявление и получить не жилье, приобретенное органами исполнительной власти, а выплату. Ее такой гражданин сможет потратить на полное погашение уже взятой им ипотеки, либо на приобретение жилья в любом субъекте РФ. Что важно: эту выплату он может объединять с любыми другими, которые у него уже есть, например, с материнским капиталом, сертификатом на приобретение жилья для молодой семьи или другими.

Естественно, что выплата предоставляется при соблюдении гражданином определенных условий и совокупности обстоятельств. Они указаны в пункте 2 статьи 8.1 федерального закона. Данной статьей также регламентированы процедурные вопросы реализации права на получение выплаты, закреплен порядок определения ее размера. Предусматривается, что контроль за приобретением жилых помещений за счет выплаты осуществляют уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в случае наделения их законом субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями.

Также определено, что получатель выплаты до заключения договора купли-­продажи жилого помещения представляет проект договора в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления для рассмотрения комиссией. Решение о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении принимает комиссия, созданная уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации поручено в течение шести месяцев со дня вступления в силу вышеуказанных изменений привести свои законы и иные нормативные правовые акты в соответствие с федеральным законом. Надеемся, что данная мера социальной поддержки позволит лицам льготной категории сократить срок ожидания и приобрести необходимое им жилье.

Подготовила Людмила ПУШКИНА.

Иллюстрация:kr74online.ru

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 47(19597) от 1.12.2023 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей