Новую форму общения со студентами-психологами предложила Виктория Витальевна Третьяченко, заведующая кафедрой психологии Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля, доктор психологических наук, профессор. «Зачастую у студентов возникают вопросы, которые они по разным причинам не хотят задавать в аудитории. Думаю, было бы логичным со стороны преподавателей помочь ребятам в разрешении их проблем», - сказала В.В. Третьяченко.
Апробация мероприятия прошла в Евпаторийском отделении Крымского факультета вуза. По замыслу профессора в холле отделения был установлен специальный почтовый ящик для записок с вопросами. На протяжении недели будущие психологи, а сейчас студенты этой специальности всех пяти курсов, анонимно задавали профессору интересующие их вопросы.
«Профессорский час по психологии» - такое название мероприятию дали сами студенты. Прошёл он в конференц-зале при большом стечении народа. Во главе президиума – профессор В.В. Третьяченко. Именно её вступительное слово – от сердца, от души, настроило аудиторию на активную и творческую работу.
Итак, ящик был вскрыт, записок самой разной тематики обнаружилось в нём около пятидесяти.
На большинство вопросов, при чём самых сложных, ответила сама Виктория Витальевна. Вместе с тем, она дала возможность членам кафедры – доцентам Гарькавцу С.А., Левченко А.Е., Лосиевской О.Г., Струниной В.Н., старшему преподавателю Костюковой К.В. и ассистенту Третьяченко В.В. высказать также и свою точку зрения на тот или иной вопрос.
Что же интересует современную студенческую молодёжь?
Как оказалось, в первую очередь, это вопросы межличностных отношений, морально-психологического климата в коллективе и эстетического развития, но особый интерес вызвали вопросы, касающиеся прикладных аспектов психологии.
Например, кандидат психологических наук, доцент О.Г. Лосиевская вызвалась ответить на вопрос: «Как повлиять на подростка?». Она подчеркнула, что в самой трактовке вопроса заранее дана позиция авторитаризма – влиять! Далее Ольга Геннадьевна разъяснила свою позицию следующим образом: «При возникновении проблемы во взаимоотношениях с подростком, может быть, имеет смысл изменить сам стиль общения с ним. Ведь нужно учитывать, что ребёнок находится в очень активном возрасте – он переживает очередной этап сенсорного погружения в окружающий мир, постигает искусство накопления новых представлений. Именно в этот период происходит перестройка гормональной системы. Значительно обогащается сфера духовных интересов подростка, у него появляется потребность чувствовать и любить, крайне усиливаются эмоциональные переживания. Я уверена в том, что в этот сложный период нужно не влиять на ребёнка, а постараться помочь ему понять собственный мир чувств. При этом важно поднять общение с ребёнком на новый, более «взрослый» уровень и принять ребёнка через любовь».
Доцент Сергей Алексеевич обстоятельно ответил на самые разные вопросы - от «Как воспитать гармоничного человека?» до «Почему в моей личной жизни мне попадаются только мужчины-тираны?».
Доцент Александр Емельянович Левченко в ответ на очередной вопрос так сформулировал своё видение темы лидерства в семье и коллективе: «Чтобы стать лидером и остаться в этом качестве на желаемый период времени, нужно уметь слушать и слышать других, отвечать за сказанное слово, стремиться постоянно учиться и работать над собой. А самое главное – культивировать любовь и понимание, как в семье, так и в любом другом коллективе».
Старший преподаватель Кира Владимировна Костюкова на вопрос: «Как стать уверенным в себе?» ответила следующим образом: «Уверенность в себе – это искусство. Считаю, что для того, чтобы стать уверенным в себе человеком, нужно постоянно работать над собой, развиваться и искать пути проявления своего творческого потенциала. Нужно также научиться умению понимать и принимать мнение других. Если взглянуть на проблему глубже, то думаю, что фундаментом чувства уверенности является, прежде всего, успешность. А составляющих успешности несколько – это и умение принимать правильные решения, способность вести за собой людей, желание и стремление достичь определённого результата – и, конечно же, вера в конечный позитивный результат!»
Ассистент Валерия Александровна Третьяченко ответила на вопрос: «Возможно ли изменить себя?». Свой ответ она построила на логически выверенной конструкции, где нашлось место и развитию личностных особенностей, и влиянию Я-концепции на смысловые ориентации. Она затронула также аспект обогащения психологических знаний астрологическими составляющими, ведь ещё с древних времён умение «читать по звёздам» помогало людям сделать правильный выбор, объяснить своё поведение, определиться с планами на будущее. Сейчас определённой части человечества, считает Валерия Александровна, свойственно возвращение к естеству, природе. Она уверена - это обогащает человека, делает его гуманнее, добрее.
Заведующая Евпаторийским отделением, кандидат психологических наук, доцент Виктория Николаевна Струнина, предварительно ответив на ряд вопросов по психологии управления, подвела итог встречи: «Выражаю большую признательность моей любимой кафедре и её заведующей - доктору психологических наук, профессору Виктории Витальевне Третьяченко за отлично организованный и мастерски проведенный «Профессорский час». Думаю, было бы замечательно, чтобы это начинание поддержали все выпускающие кафедры нашего отделения. Очевидно, подобный откровенный разговор между преподавателями и студентами назрел».
Ольга Лосиевская