ПАРТИЗАН С ПАРТИЗАНСКОЙ УЛИЦЫ

Дед5Старая Евпаторийская улица Поперечная не случайно много лет носит название Партизанской….

Своего прадедушку я никогда не видела, знаю его лишь по рассказам родственников и по фотографиям. Наверное, именно поэтому, правильно будет вспомнить про него, и еще раз рассказать всем, каким он был. Потому что я горжусь им и считаю настоящим героем!

Дед1Звали моего прадеда Владимир Васильевич Хорольский. Родился он 14 июля 1919 года в городе Евпатория. Учился в школе №3 по улице Буслаева, в его школьные годы она называлась Дачной, позже – получила имя Николая Буслаева, теперь – Братьев Буслаевых. Закончил он всего ЧЕТЫРЕ класса. И из-за тяжелого финансового положения семьи был вынужден пойти учеником к мастеру жестяных дел.

В советское время даже ученик жестянщика мог заниматься спортом. Мой прадедушка Вова занимался тяжелой атлетикой, греблей. В 1939 году, в возрасте 19 лет, Владимира Васильевича призвали на срочную службу в Красную Армию.

Прадедушка попал на Финскую войну. С Финской войны его отправили в город Золотоноша на Черкасщине, где его 738-й стрелковый полк проходил переформирование и постигал теорию военной науки на учениях. Потом началась Великая Отечественная война.

С фашистской ордой его воинская часть встретилась в Белоруссии, под Витебском. Владимира Васильевича настиг практически настоящий ад. Я пыталась по рассказам родных представить себе события лета 1941 года…

От взрывов и пожаров высокое небо затянулось черными тучами дыма и пыли, заслонившими взошедшее солнце. С оглушительным ревом проносились самолеты, по ним били зенитки, земля вздрагивала от взрывов тяжелых бомб, вокруг рушились и горели дома … Таким запомнился прадедушке Владимиру первый день на фронте.

Следующий день стал еще ужаснее – его ранило и контузило взрывной волной. Разбитый полк оказался в окружении. Но сначала все обошлось – солдаты, отступая, унесли моего прадеда, и он попал в медсанчасть. Но вскоре случилось самое страшное. Госпиталь, в котором прадедушке обработали раны, вскоре захватили фашисты: тяжелораненых РАССТРЕЛЯЛИ на месте, а тех, кто мог передвигаться, отправили ТОВАРНЯКОМ в один из лагерей для советских военнопленных, располагавшихся на территории Польши.

Отчаянная мысль – выпрыгнуть из поезда на ходу – не оставляла Владимира Васильевича ни на минуту. Ночью, старым садовым ножом, солдаты перепилили несколько боковых досок вагона и, рискуя разбиться или попасть под пули охраны, выбросились в темноту … Когда затих шум вагонных колес, прадедушка поднял голову и невольно ужаснулся: прямо перед ним торчал железный столбик. Буквально в нескольких сантиметрах от головы …

Других пленных он больше не встречал, и в ОДИНОЧКУ, раненым, пробираясь лесами на восток, встретил партизанский отряд (будущего Героя Советского Союза, полковника Антона Петровича Бринского) – и примкнул к отряду народных мстителей.

За время пребывания в партизанском отряде (с мая 1942 года по октябрь 1944-го) участвовал в ДВЕНАДЦАТИ организованных крушениях воинских эшелонов противника, ВОСЕМЬ раз подрывал железнодорожное полотно и мосты, лично сам ДЕСЯТЬ раз минировал железнодорожные мосты, станции и разъезды, принимал активное участие в порче телефонно-телеграфной связи районного значения, участвовал в боях с немецкими захватчиками и ОУНОВЦАМИ.

В 1943 году народные мстители были полноправными хозяевами в волынских и ровенских лесах Украины, куда отряд Бринского прошел из Белоруссии. Десятки фашистских эшелонов с боеприпасами и живой силой подолгу задерживались на станциях, не имея возможности пуститься в путь на фронт из-за партизан, нередко взлетали на воздух на заминированной народными мстителями железной дороге…

Прадедушке доверяли самые ответственные задания, и он всегда выполнял их образцово. Заменив в одном из боев выбывшего из строя командира подразделения, Владимир Васильевич и впоследствии проявлял себя с наилучшей стороны, беря командование группой на себя.

Невероятный случай произошел с ним в 1943 году. Однажды, глубокой осенью, его группу отправили подорвать бронепоезд на станции Пинск в Белоруссии. Накануне этого задания прадедушка написал письмо домой: «Мама! Шлю тебе свой партизанский поклон. У меня все хорошо. Уже несколько раз ходил на задания. Много бы тебе рассказал, мамочка, да разве в письме напишешь …», – он писал «для себя», отправить в Крым, оккупированный немцами, было невозможно!

«…Скажу тебе только, что наше горе не останется неотмщенным. Обо мне не волнуйся, я уже был дважды ранен и контужен – больше пуля меня не возьмет! А если придется с пулей встретиться, не плачьте, а гордитесь своим сыном – он погиб за Отечество…”, – говорилось в письме.

Возле станции произошел бой. Взрывчатку успели заложить на путях, но партизанам пришлось отступать… Судьба сохранила жизнь прадедушке, но полевая сумка вместе с этим письмом оказалась у гитлеровцев. Письмо переправили в Евпаторийскую жандармерию в оккупированный фашистами Крым. Прапрабабушку, Вассу Акимовну, забрали в гестапо и продержали в застенках пятнадцать суток, отпустили только тогда, когда поняли, что бедная мать не знает, где и в каком отряде ее сын, жив ли он. Но наблюдение за домом продолжалось вплоть до прихода советских войск в Крым.

А бронепоезд немцев у Пинска подорвался на десяти килограммах взрывчатки – прадедушке рассказали об этом партизаны другого отряда. Из таких вот небольших побед складывалась одна наша большая ПОБЕДА.

Хорольский Владимир Васильевич был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, медалями и знаком «Крымский партизан». Жил он на своей родной евпаторийской улице Партизанской, и покинул нас Владимир Васильевич 17 ноября 1997 года в окружении любящей семьи. Но вместе с нами прадедушка в Бессмертном полку – навсегда.

Я горжусь своим прадедушкой…

Анастасия НАГЛАЯ, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра, МБОУ СШ №1

Фото из семейного архива.