Андрей Пермяков: Один год из жизни «нетипичного режиссера»

Сегодняшнее интервью на страницах «Евпаторийской здравницы» с известным евпаторийцем стало не только поводом поздравить его с днем рождения, но и поговорить о «насущном» в сфере культуры нашего города и даже в масштабах страны.

17 ноября родился Андрей Пермяков – художественный руководитель евпаторийского театра «Золотой ключик», актер, режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств Крыма. Его активной творческой жизнью и неиссякаемой энергией может гордиться не только семья (в том числе театральная – в лице коллектива Международного центра театрального искусства «Золотой ключик»), но и вся Евпатория. Имя нашего города  беспрестанно появлялось в крымских и федеральных СМИ благодаря проектам Андрея Пермякова: выставки, городские мероприятия, посвященные 70-летию Великой Победы и Году литературы, ретро-круизы, молодежные литературные чтения, конкурсы и концерты.

– 2015-й – это, в прямом смысле, ваш год по китайскому гороскопу. В гороскоп, конечно, можно верить или не верить, но давайте подведем итоги: действительно ли это ваш год?

– Да, в целом это так. Полно событий, впечатлений, встреч, знакомств, открытий и много, много, много театра! За свои 35 лет (и почти 29 из них на сцене) я сыграл 35 ролей, и это совершенно случайное совпадение, но очень символичное. Я публичный человек, жизнь которого целиком и полностью посвящена искусству. Год был насыщенным, разным, но однозначно ярким и запоминающимся.

Пермяков

– Кстати, о ролях. Пермяков-актер в этом году в новой постановке «Два билета на ковчег» предстал в довольно двусмысленном образе – Ной (и/или Бог?). Легко ли далась эта актерская работа в моральном плане и каково ваше отношение к теме религии на сцене и в жизни?

– Роль очень нравится, хотя полутораметровая борода из пеньковой веревки – не самый удобный аксессуар, с которым приходилось работать. И хотя роль эпизодическая, она точно расставляет акценты и максимально раскрывает режиссерский замысел. Ной – обычный человек для своего времени, но Господь выбирает именно его для спасения мира. Каким он должен быть? Мне кажется, самое главное – он должен верить, доверять и быть лидером, способным безапелляционно решать любые проблемы.

Как современный худрук театра, например. Наш спектакль, несмотря на вполне библейский сюжет, не совсем о религии. Он о дружбе, скорее. Религия – это личное, поэтому, как мне кажется, если она становится частью театрального представления, она должна носить ознакомительный характер. И уж тем более ни в коем случае не становиться поводом для насмешек, шуток и нелепых сюжетов.

– В своем недавнем интервью один из главных театральных авторитетов страны – Александр Калягин обмолвился, что «театр еще сам не понимает, по какой дороге он идет», и перемены неизбежны вслед за «модернизацией» образования в России. Видит ли Пермяков-режиссер в этом что-то пророческое, и если да, то что это может изменить в жизни легендарного театра «Золотой ключик»?

– Я – не типичный режиссер и не столичный профессионал за «три миллиона», поэтому вряд ли высказывание Александра Александровича касается меня и моего творчества. Я понимаю, о каких изменениях он говорит, и вот что я вам скажу: не дай Бог такая «новая» дорога окажется более комфортной для ищущих и молодых. Я – за добрый, искренний театр! Я – за любовь к искусству в себе, а не любовь себя в искусстве, за театр, проповедующий вечные ценности языком художественным. А весь этот чернушный выпендреж не для нас и уж тем более – не для современного театра. От такого «образованного» и псевдоинтеллектуального зрелища зрителя нужно ограждать.

Пермяков

– В этом году вы выступили и в роли кинорежиссера – продакшн-студия «Золотого ключика» выпустила фильм и ряд видеороликов. Чего ждать дальше?

– В этом году наша «GKpromo» с оператором-постановщиком Ильей Призенко сняла и смонтировала уникальный фильм, посвященный 20-му юбилею Международного фестиваля «Земля. Театр. Дети». Получилось просто здорово! А с моим хорошим другом Сашей Семенченко сняли целый поэтический цикл «Евпатория помнит!», в котором наши известные земляки читают стихи о войне. Теперь работаем над созданием большого информационного фильма о театре «Золотой ключик». Это будет очень креативная, яркая и полная искренности работа. Кроме того, в планах еще два фильма: черно-белое немое кино «Вождь краснокожих» и короткометражка «Маленькие сны больших актеров» – история о детях-актерах, про их сны и мечты.

– Назовите три главных события минувшего года.

– Сложно выбрать только три. Их было явно больше! Но если уж на то пошло, самыми историческими были, во-первых, принятие евпаторийских театров в Крымское региональное отделение СТД, на втором месте – премьеры спектаклей и дебюты в новых ролях, на третье я бы поставил, наверное, целый ряд значимых для города проектов, организованных мной и коллективом «Ключика»: митинг-реквием на Красной горке, выставки «Победители» и «Забытая война», поэтический видео-альманах, а потом и фотопроект «Евпатория помнит!» и другие.

– А что стало самым большим разочарованием года?

– На этот вопрос могу ответить словами нашей современницы, писательницы Натальи Солнцевой: «Жить в потоке чудес куда интереснее, чем скучать, иронизировать и коллекционировать разочарования». Да, они случаются, но смысла говорить о них сегодня нет. Нужно относиться к ним с иронией. Это поможет лучше сориентироваться на территории собственной жизни.

– Вы – заметно уверенная в себе и своих силах личность. Бывали моменты, когда это качество вас подводило и попросту «не срабатывало»?

– Конечно, бывали, но на деле все это оказывалось сном. Я уверен в себе и в силах своей команды. Я в ответе за них, и кто как не я должен вести за собой, влюблять, заряжать энергией?

– Кому или чему Андрей Пермяков благодарен за то, что сегодня он именно такой?

– Моим талантливейшим родителям, бабушке Насте и дедушке Пете, моим педагогам и старшим друзьям – Борису Завальнюку, Ирине Фаустовой, Владиславу Бизюкову. И, естественно, Его Величеству Театру! А еще неуемному желанию познавать все театральные профессии.

– К тому времени, когда выйдет это интервью, основную часть подарков вы уже распакуете. Чего желают на день рождения худруки, актеры, режиссеры, а в частности – Андрей Пермяков?

– Как человек я хочу, чтобы все было хорошо. Чтобы все, кого я люблю, были живы и здоровы. Это самое главное! Все остальное – второй план. А еще нужно научиться отдыхать и абстрагироваться, чтобы сил хватало на все.

Алина Мурашкина
Фото  Ильи Призенко